Психология в производственной деятельности

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является становление и развитие психологических наук о труде, психологическое понимание труда и профессии. Наряду с тем включаются профессиографические основы изучения человека в труде и основы инженерно-психологического анализа трудовой деятельности. В настоящем учебном курсе также освещаются основные вопросы профессионального самоопределения, общие и специальные способности, основы профотбора и другие психологические аспекты.
Программа разработана для тех, в чью профессиональную деятельность психология войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать изучению, усовершенствованию, проектированию и преобразованию человеческого труда, а именно сложных систем «человек-машина».
Задачи дисциплины:

  1. изучить основные понятия профессиональной психологии, профессионального самоопределения и развития личности, как субъекта трудовой деятельности;
  2. наряду с освоением системы «человек-машина» активно и творчески внедряться в систему «человек-машина»;
  3. формировать личную установку каждого студента на успешное изучение инженерных дисциплин, а также естественных и гуманитарных.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Психология в производственной деятельности» относится к дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла (по выбору). Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества. В курсе «Психология в производственной деятельности» реализуются межпредметные связи со следующими дисциплинами: философия, социология. Знания, полученные студентами на этой дисциплине, будут использоваться ими при дальнейшей научной работе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

  1. способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, проявлять настойчивость в достижении цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей (ОК-6);
  2. способность осознать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);
  3. способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию, стремление к повышению своей квалификации и мастерства (ОК-16);
  4. способность формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных профессиональных и этических позиций (ПК-8);
  5. способность приобретать и использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ПК-11).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представление:
  1. о предмете, объекте и методах психологии труда и профессиональной психологии;
  2. о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;
  3. о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности.
Знать:
  1. основные категории и понятия психологии труда и профессиональной психологии;
  2. роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
  3. основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;
  4. динамику протекания основных социально-психологических процессов в коллективе.
Уметь:
  1. применять формы и методы психологического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;
  2. давать психологическую характеристику личности;
  3. интерпретировать собственное психическое состояние;
  4. владеть простейшими приемами психической саморегуляции.
Владеть: понятийно-категориальным аппаратом психологической науки, инструментарием психологического анализа и проектирования.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

  1. ТЕМА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.
  2. ТЕМА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ СВОЙСТВА.
  3. ТЕМА 3. АНАЛИЗ ТРУДА.
  4. ТЕМА 4. СУБЪЕКТ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ.
  5. ТЕМА 5. ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции и практические занятия, самостоятельная работа.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.