Процессы коммуникации в современном обществе

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Сегодня понятие коммуникации является одним из ключевых при подготовке специалистов различных профилей, что продиктовано практическими потребностями реальной жизни. Так, социальный опыт и знания людей складываются из двух основных составляющих. Первая предполагает наличие непосредствен¬ных социальных контактов, вторая формируется за счет восприятия событий и явлений, опосредованных сообщениями средств коммуникации. Коммуникация представляет собой одну из форм деятельности людей, которая знакома каждому, например: непосредственная беседа, телевизионная программа, передача сигналов со спутника на землю, наш внешний облик, публицистическая статья. В наши дни особенно актуальным является знание о сущности и характере коммуникативных процессов в информационном обществе, механизмах коммуникации и современных средствах коммуникации.
Цели изучения дисциплины:

  1. раскрыть содержание основных теоретических концепций и терминов, используемых в современной коммуникативистике;
  2. заложить основы коммуникативной компетентности будущих специалистов;
  3. сформировать у студентов представление об основных исследовательских подходах в изучении данного проблемного поля, применяемых в мировой и отечественной науке.
Задачи дисциплины:
  1. дать представление о современных концепциях коммуникации;
  2. выяснить механизмы коммуникативного взаимодействия;
  3. описать основные средства коммуникации в информационном обществе;
  4. сформировать навыки и умения эффективного взаимодействия в коммуникативном пространстве;
  5. закрепить сформированные навыки и умения, способность к восприятию информации, использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Данная дисциплина относится к Гуманитарному, социальному и экономическому циклу (Дисциплины по выбору) и дает представление о сущности процессов коммуникации в современном обществе, их разнообразии, механизмах, функциях, необходимых для развития инновационно-активного специалиста. Эти знания позволяют подготовить студентов к профессиональной деятельности в условиях глобализирующегося мира.
Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания, полученные учащимися как в школьной программе по «Обществоведению», так и знания, полученные эмпирическим путем в ходе освоения других дисциплин этого цикла («История», «Геополитика», «Философия» и т.п.). Знания, полученные студентами на этой дисциплине, будут использоваться ими при дальнейшей научной работе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):

  1. способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процесса, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-5);
  2. способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке (ОК-10);
  3. способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
  4. способность работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач (ОК-15).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные модели коммуникации, характер коммуникативного пространства в современном обществе, современные средства коммуникации, позитивные и негативные формы коммуникативного взаимодействия.
Уметь: свободно ориентироваться в проблемах функционирования современных коммуникативных средств, применять коммуникативные методы исследования для решения исследовательских проблем, использовать современные средства коммуникации в рамках образовательных задач.
Владеть: навыками и умениями вступать в коммуникацию в рамках любого коммуникативного пространства.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

  1. ТЕМА 1. КОММУНИКАЦИЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА.
  2. ТЕМА 2. КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРИНЦИП ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.
  3. ТЕМА 3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ.
  4. ТЕМА 4. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА.
  5. ТЕМА 5. КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
  6. ТЕМА 6. КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ.
  7. ТЕМА 7. МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.
  8. ТЕМА 8. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
  9. ТЕМА 9. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
  10. ТЕМА 10. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции и практические занятия, самостоятельная работа.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.