Русский язык и культура речи

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» состоит в формировании у студентов-бакалавров умений правильно оценивать языковые факты и отбирать языковые средства в зависимости от содержания, сферы и условий общения.
Задачи изучения дисциплины:

  1. повышение общей культуры речи;
  2. изложение теоретических основ культуры речи, ознакомление с её основными понятиями и категориями, а также нормативными свойствами фонетических, лексико-фразеологических и морфолого-синтаксических средств языка, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи;
  3. формирование системного представления о нормах современного русского литературного языка;
  4. формирование навыков и умений правильного употребления языковых средств в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения;
  5. формирование психологической готовности корректно и грамотно вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Русский язык и культура речи относится к дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла (обязательной части). Дисциплина «Русский язык и культура речи» основана на школьном курсе русского языка и предшествует всем последующим дисциплинам. Знания, полученные студентами на этой дисциплине, будут использоваться ими при оформлении рефератов и отчетов по лабораторным, практическим и курсовым работам, дальнейшей научной работе и написанию выпускной квалификационной работы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):

  1. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
  2. умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:
  1. основные термины и понятия категорий культуры речи;
  2. нормы употребления маркированных языковых средств в различных ситуациях.
Уметь:
  1. использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;
  2. отбирать контекстуально наиболее оправданные языковые единицы из числа сосуществующих;
  3. продуцировать тексты разных жанров в устной и письменной формах;
  4. анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выделения используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка;
  5. обнаруживать речевые ошибки на всех уровнях структуры языка.
Владеть: основами составления деловых бумаг.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. КОММУНИКАТИВНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. ПОНЯТИЕ О СТИЛЯХ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ДЕЛОВАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ НЕКОТОРЫХ ЖАНРОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЛОВ. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ТИПЫ СЛОВАРЕЙ. ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Практические занятия, самостоятельная работа.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.