Процессы коммуникации в современном обществе

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Сегодня понятие коммуникации является одним из ключевых при подготовке специалистов различных профилей, что продиктовано практическими потребностями реальной жизни. Так, социальный опыт и знания людей складываются из двух основных составляющих. Первая предполагает наличие непосредственных социальных контактов, вторая формируется за счет восприятия событий и явлений, опосредованных сообщениями средств коммуникации. Коммуникация представляет собой одну из форм деятельности людей, которая знакома каждому, например: непосредственная беседа, телевизионная программа, передача сигналов со спутника на землю, наш внешний облик, публицистическая статья. В наши дни особенно актуальным является знание о сущности и характере коммуникативных процессов в информационном обществе, механизмах коммуникации и современных средствах коммуникации.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Данная дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (вариативной части дисциплин по выбору) и дает представление о сущности процессов коммуникации в современном обществе, их разнообразии, механизмах, функциях, необходимых для развития иннвационно-активного специалиста. Эти знания позволяют подготовить студентов к профессиональной деятельности в условиях глобализирующегося мира. Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания, полученные учащимися как в школьной программе по «Обществоведению», так и знания, полученные эмпирическим путем в ходе освоения других дисциплин этого цикла («История», «Геополитика», «Философия» и т.п.). Знания, полученные студентами на этой дисциплине, будут использоваться ими при дальнейшей научной работе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и профессионально-специализированных компетенций (ПСК):

  1. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
  2. умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
  3. готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
  4. осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11);
  5. способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные модели коммуникации, характер коммуникативного пространства в современном обществе, современные средства коммуникации, позитивные и негативные формы коммуникативного взаимодействия.
Уметь: свободно ориентироваться в проблемах функционирования современных коммуникативных средств, применять коммуникативные методы исследования для решения исследовательских проблем, использовать современные средства коммуникации в рамках образовательных задач.
Владеть: навыками и умениями вступать в коммуникацию в рамках любого коммуникативного пространства.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Коммуникация как научная проблема. Коммуникация как принцип функционирования информационного общества. Актуализация понятия коммуникации в социальных науках. Теория коммуникации как способ исследования общества. Коммуникативное пространство как основа социального взаимодействия. Коммуникативные механизмы в информационном обществе. Межкультурные коммуникации. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация. Межличностная коммуникация и технологии межличностных коммуникаций.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, практические занятия.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.