Теория систем

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 ЗЕТ (144 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Теория систем» читается в 7 семестре и предусматривает чтение лекций, проведение практических занятий, лабораторных работ, курсового проекта и получение различного рода консультаций.
Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по основам строения систем, этапов и методов системного анализа и применения его в экономике. В процессе изучения курса студенты знакомятся с основными понятиями системных исследований, принципами классификации систем, моделями и моделированием сложных систем в экономике, с основными тенденциями теории систем и системного анализа при проектировании и исследовании систем в различных областях производственной, управленческой и коммерческой деятельности. Важное значение в процессе обучения приобретает овладение навыками самостоятельной ориентации в подходах и методах разработки систем на основе системного анализа.
Основной задачей изучения дисциплины является приобретение студентами прочных знаний и практических навыков в области, определяемой основной целью курса.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Теория систем» относится к числу дисциплин, входящих в базовую часть математического и естественно-научного цикла (вариативные) направления 230100.62 «Информатика и вычислительная техника». Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания по теории множеств, математической логике, теории графов, навыкам программирования в современных средах, физические основы компьютерной техники и средств передачи информации, полученные в предыдущих дисциплинах: «Информатика», «Программирование», «Дискретная математика». Освоение данной дисциплины позволяет использовать полученные знания в последующих дисциплинах, определяемых учебным планом, в частности: «Методы принятия управленческих решений», «Системы искусственного интеллекта», «Системы цифровой обработки данных».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и профессионально-специализированных компетенций (ПСК):

  1. владеть культурой мышления, способом к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1);
  2. уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК–10);
  3. способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла (ПК-6);
  4. работать с различными видами исходных данных о предметной области (ПСК-1);
  5. применять формализованные языки и нотации для построения моделей процессов, данных, объектов (ПСК-2);
  6. проводить объектно-ориентированный анализ (ПСК-12).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:
  1. основные понятия системного анализа и его приложения к разработке информационных систем;
  2. классификацию систем;
  3. модели и закономерности систем;
  4. методы моделирования сложных систем;
  5. системный анализ в экономике (экономический анализ, имитационное моделирование экономических процессов, модели как средство экономического анализа);
  6. основные принципы совершенствования организационного управления и структуры систем управления;
  7. анализ информационных систем.
Уметь:
  1. использовать методы системного анализа (определение проблемы, цели, функции, структуры);
  2. определять класс моделей, строить и реализовывать на ЭВМ математические модели систем, исследовать их и принимать решения.
Владеть:
  1. практическими навыками применения системного анализа в экономике;
  2. основными положениями и типовыми методами и методиками системного анализа в различных областях науки и техники.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

  1. МОДУЛЬ 1. «СИСТЕМЫ»: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ; МОДЕЛИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СИСТЕМ; МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ.
  2. МОДУЛЬ 2. «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ, В ЭКОНОМИКЕ»: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ; МОДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРИМЕРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, лабораторные работы, практические занятия, курсовой проект.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом и дифф. зачетом.