Сети и телекоммуникации

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 ЗЕТ (288 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является обучение студентов основам построения и функционирования вычислительных сетей (ВС) и телекоммуникационных систем (ТКС). В результате изучения дисциплины студенты должны усвоить следующие понятия и определения: классификация информационно-вычислительных сетей, способы коммутации, взаимодействие программного и аппаратного обеспечения сетей, протоколы и интерфейсы, эталонная модель взаимосвязи открытых систем, аналоговые и цифровые каналы передачи данных, модемы, базовые технологии локальных сетей, глобальные сети, технологии современных телекоммуникаций. В части организации программного обеспечения сетей изучить способы адресации в протоколах TCP/IP, алгоритмы маршрутизации, протоколы файлового обмена, электронной почты, дистанционного управления, Web-технологии, способы организации распределенных вычислений, основные возможности сетевых операционных систем. Рассматриваются как низкоуровневые (сокеты) так и высокоуровневые программные технологии (языки Java, C#, технологии Java, .NET) для работы в вычислительных сетях. Рассмотреть основы организации локальных сетей и физические методы передачи данных, мультиплексирования, методы помехоустойчивого кодирования.
Основной задачей изучения дисциплины является приобретение студентами прочных знаний и практических навыков в области, определяемой основной целью курса. В результате изучения курса студенты должны свободно ориентироваться и иметь представление об основных телекоммуникационных и сетевых технологиях.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Для изучения сетей и телекоммуникаций необходимо освоение следующих дисциплин: "Информатика", "Программирование", "Дискретная математика", "Математика", "Физика", "Объектно-ориентированное программирование", "Структуры и алгоритмы обработки данных ЭВМ", "ЭВМ и периферийные устройства". На материале этой дисциплины базируются практически все дисциплины связанные с применением технологий вычислительных сетей. Знания, полученные студентами при изучении данной дисциплины, будут использоваться при дальнейшем изучении дисциплин, например, "Защита информации", "Операционные системы", "Параллельное программирование" и др.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и профессионально-специализированных компетенций (ПСК):

  1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
  2. использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
  3. осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11);
  4. имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
  5. способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
  6. разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием (ПК-1);
  7. осваивать методики использования программных средств для решения практических задач (ПК-2);
  8. разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных (ПК-4);
  9. участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов (ПК-9);
  10. сопрягать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем (ПК-10);
  11. инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем (ПК-11);
  12. применять формализованные языки и нотации для построения моделей процессов, данных, объектов (ПСК-2);
  13. осуществлять отладку программ (ПСК-11).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные принципы построения локальных и глобальных сетей, способы передачи данных и организации телекоммуникаций; основные существующие протоколы сетевого взаимодействия, основы безопасности сетей и угрозы, возникающие при работе в сети и способы устранения и борьбы с этими угрозами.
Уметь: Работать с сокетами Беркли, основными протоколами стека протоколов TCP\IP, с протоколами локальных сетей, с протоколами прикладного уровня.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
ОСНОВЫ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СЕТЕЙ ЭВМ. МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ (ВОС). ПРИКЛАДНОЙ УРОВЕНЬ МОДЕЛИ ВОС. ТРАНСПОРТНЫЙ, СЕАНСОВЫЙ УРОВНИ И УРОВЕНЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. СЕТЕВОЙ УРОВЕНЬ МОДЕЛИ ВОС. КАНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МОДЕЛИ ВОС. ФИЗИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. СЕТЕВЫЕ УСТРОЙСТВА: МАРШРУТИЗАТОРЫ, КОММУТАТОРЫ, КОНЦЕНТРАТОРЫ, СЕТЕВЫЕ КАРТЫ. БАЗОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕТЕЙ. ETHERNET, TOKEN RING, FRAME RELAY, ATM, FDDI, 100VG ANYLAN. СТЕКИ СЕТЕВЫХ ПРОТОКОЛОВ. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕТЕЙ. СЕТЕВЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ. SONET/SDH. X.25. ISDN. ЯЗЫКИ И СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ. БЕЗОПАСНОСТЬ В ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЯХ. БЕСПРОВОДНЫЕ СЕТИ. WIFI. WIMAX. СОТОВАЯ И СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ИНТЕРНЕТ. GSM. UMTS. GPRS. VSAT.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, лабораторные работы.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

Методические материалы:

  1. Суханов А. Я. Сети ЭВМ и телекоммуникации: Учебное методическое пособие по лабораторным занятиям, самостоятельной и индивидуальной работе студентов – 65 с.