Базы данных

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 ЗЕТ (324 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс преследует несколько целей: показать особенности технологии банков данных как одной из основных новых информационных технологий, с тем, чтобы студенты понимали тенденции развития современных информационных технологий, видели их преимущества и недостатки, особенности работы в условиях конкретных технологий в их профессиональной деятельности; сориентировать студентов во множестве современных СУБД и связанных с ними технологий; осветить теоретические и организационно-методических вопросы построения и функционирования систем, основанных на концепции баз данных, в том числе различные методологии моделирования и проектирования баз данных; показать возможности средств автоматизации проектирования БД; показать возможности современных высокоуровневых языков и средств создания приложений; научить практической работе (проектирование, ведение и использование баз данных) в среде выбранных целевых СУБД.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Базы данных» относится к числу дисциплин профессионального цикла базовой части. Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания, полученные в предыдущих дисциплинах: «Информатика»; «Программирование». Знания, полученные студентами в этой дисциплине, будут использоваться при выполнении учебно-исследовательских, научных работ, в дальнейшем при изучении дисциплин «Экспертные системы», «Распределенные вычислительные системы», «GRID – технологии».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и профессионально-специализированных компетенций (ПСК):

  1. разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных (ПК-4);
  2. разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования (ПК-5);
  3. применять формализованные языки и нотации для построения моделей процессов, данных, объектов (ПСК-2);
  4. применять специализированные программные средства для построения моделей процессов, данных, объектов (ПСК-3).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: особенности реляционной модели и их влияние проектирование БД, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании; языки описания и манипулирования данными разных классов (QBE, SQL, элементы 4GL), технологии организации БД.
Уметь: определить предметную область, спроектировать реляционную базу данных (определить состав каждой таблицы, типы полей, ключ для каждой таблицы), определить ограничения целостности, получать результатные данные в виде различном виде (ответов на запросы, экранных форм, отчетов).

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Основные понятия. Единицы информации. Введение в банки данных. Инфологическое (концептуальное) моделирование предметной области. Даталогическое моделирование. Реляционные модели. Целостность баз данных. Организация хранения данных. Организация ввода данных в базу данных. Табличные языки запросов. Язык SQL. Вывод информации из баз данных. Разработка приложений. Распределенные БД. Безопасность данных.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, лабораторные работы, курсовой проект.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом, экзаменом, дифф. зачетом.

Методические материалы:

  1. Сибилёв В. Д. Базы данных: методические указания по выполнению самостоятельной и индивидуальной работы студентов для направления подготовки бакалавра 230100.62 / В. Д. Сибилёв – Томск: ТУСУР, 2013. – 7 с.