Экономическая теория

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 ЗЕТ (288 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – изучить закономерности функционирования рыночной экономики, дать представление о процессе рыночного ценообразования и его роли в национальном хозяйстве, выявить особенности рыночного механизма в различных типах рыночных структур, исследовать хозяйственную деятельность людей, направленную на удовлетворение разнообразных потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Изучить принципы и механизмы функционирования национальной экономики, факторы, лежащие в основе экономического роста, условия макроэкономического равновесия, инструменты государственного регулирования экономики.
Задачи дисциплины:

  1. сформировать у студентов целостное представление об отношениях между людьми, складывающихся в процессе использования ими ограниченных ресурсов и о национальной экономике;
  2. изучить поведение отдельных хозяйствующих субъектов (домашних хозяйств и фирм) в рыночной экономике и выявить систему взаимосвязей между экономическими субъектами в национальной экономике;
  3. выработать у студентов умение правильно пользоваться понятийным аппаратом изучаемого курса;
  4. выработать умение анализировать происходящие процессы на различных типах рынков;
  5. выработать умение анализировать социально - экономические процессы, происходящие в различных странах мира;
  6. дать представление о принципах и механизмах реализации экономической политики государства;
  7. сформировать экономическое мышление.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Экономическая теория» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла в структуре основной образовательной программы. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют основами математики для решения задач, необходимых для принятий решений, и основными фактами экономической истории, полученными в средней школе и при изучении дисциплины «История» в первом семестре. Экономическая теория как системная наука, может исследоваться в самых разных аспектах: теоретических, призванных выявить принципы организации и функционирования экономики; прикладных, изучающих функциональные аспекты развития экономики и ее отраслевые особенности; исторических, исследующих развитие экономических систем и эволюцию научных представлений об экономике. Знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины «Экономическая теория», будут в дальнейшем использоваться в следующих курсах: «Финансы и кредит», «Налогообложение», «Финансовый анализ», «Технико-экономический анализ деятельности предприятий».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Экономическая теория» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

  1. способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);
  2. способность при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:
  1. основные понятия, характеризующие поведение отдельных хозяйствующих субъектов (домашних хозяйств и фирм) в рыночной экономике;
  2. закономерности функционирования современной экономики на микро и макроуровне;
  3. основы построения экономических моделей;
  4. важнейшие принципы экономического анализа;
  5. основные методы и приемы анализа экономических явлений;
  6. закономерности развития рыночной экономики;
  7. принципы формирования рыночного спроса на товары и ресурсы и рыночного предложения;
  8. специфику рыночных условий, влияющих на поведение фирм и домашних хозяйств;
  9. правила выбора оптимальной комбинации товаров и ресурсов;
  10. конкурентные стратегии, применяемые фирмами для достижения своих целей;
  11. основные факторы производства и механизм функционирования рынка факторов производства;
  12. логику общего равновесия рынка и его эффективность;
  13. расчет и анализ показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;
  14. систему взаимосвязей между экономическими субъектами, отражаемую в моделях кругооборота;
  15. специфику формирования спроса и предложения на рынках товаров и услуг, финансовых активов, их взаимоотношение и взаимодополнение;
  16. основные постулаты кейнсианской и неоклассической теорий потребления и сбережения;
  17. взаимосвязи инфляции и безработицы;
  18. факторы и проблемы экономического роста.
Уметь:
  1. применять формально-логические и диалектические методы при изучении основных проблем микроэкономики;
  2. анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;
  3. использовать простейшие виды экономико-математического моделирования для построения экономических моделей;
  4. выделять внешние и внутренние факторы, влияющие на поведение основных субъектов экономики;
  5. понимать механизм принятия решений отдельными экономическими агентами;
  6. анализировать факторы, смещающие кривые спроса и предложения на различных рынках;
  7. принимать верные решения в условиях ограниченности ресурсов;
  8. описывать, классифицировать, систематизировать факты экономической действительности;
  9. объяснять основные экономические процессы;
  10. применять общенаучные и специфические методы при изучении основных проблем макроэкономики;
  11. анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
  12. рассчитывать основные макроэкономические показатели;
  13. ясно формулировать собственную позицию по важнейшим вопросам экономической политики.
Владеть:
  1. понятийным аппаратом и основными терминами дисциплины;
  2. методологией экономического исследования;
  3. следующими методами: предельного анализа, функционального анализа, моделирования;
  4. современными методиками расчета и анализа социально – экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро и макроуровне;
  5. навыками самостоятельной работы;
  6. навыками обобщения экономических явлений;
  7. навыками поиска и использования информации о развитии экономических систем;
  8. навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;
  9. методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и экономических моделей;
  10. навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе направлений экономической мысли.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ. ТЕОРИЯ ЦЕНЫ: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ИЗЛИШКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ И ЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ. НЕСОВЕРШЕНСТВА РЫНКА. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ОТЕЛЬНЫХ РЫНКАХ И В МОДЕЛИ «IS-LM». ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК АГЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, практические работы.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.