Риторика

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины «Риторика» состоит в повышении уровня речевой культуры и коммуникативных способностей будущих специалистов.
Задачи дисциплины:

  1. формирование у студентов системного представления о речевом поведении в различных социальных ситуациях;
  2. формирование навыков речевого поведения с опорой на достижения классической риторики и с учетом коммуникативных потребностей современного общества;
  3. формирование стратегии и тактики публичной нехудожественной речи; аргументации и композиции речи;
  4. формирование навыков конструктивных форм диалога, в частности спора и дискуссии;
  5. выполнение упражнений тренировочного, аналитического, творческого характера.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Риторика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (вариативной части). Она связана с дисциплиной «Русский язык и культура речи», однако помимо филологических аспектов речевого поведения риторика обращает внимание на логические, социально-психологические, педагогические аспекты коммуникации. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента определяются средним уровнем школьной подготовки. Знания, полученные студентами на этой дисциплине, будут использоваться ими при дальнейшей научной работе и при выполнении ВКР.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) компетенций:

  1. способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:
  1. структуру речевой ситуации и речевого поведения;
  2. языковые, логические и психологические особенности устной речи;
  3. типы речевой культуры;
  4. особенности монологовой и диалоговой устной речи;
  5. структуру и композицию устной речи.
Уметь:
  1. использовать языковые единицы в соответствии с современными языковыми и общесоциальными нормами;
  2. создавать и произносить тексты различных стилей и жанров в устной и письменной форме;
  3. использовать языковые, логические, социально-психологические факторы в соответствии с социальной ситуацией;
  4. корректно участвовать в спорах, дискуссиях, полемиках.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
ПРЕДМЕТ РИТОРИКИ. ЭВОЛЮЦИЯ РИТОРИКИ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РИТОРИКИ. РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ. ВИДЫ И ЖАНРЫ УСТНОЙ НЕХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕЧИ. РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА. СПОР. ДИСКУССИЯ. ПОЛЕМИКА.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции и практические занятия, самостоятельная работа.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.