Теория систем и системный анализ

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 ЗЕТ (144 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели и задачи дисциплины: дать теоретические знания по основным направлениям, которые используются для моделирования экономической деятельности и принятия решений по изменению деятельности в том или ином направлении экономики или других видах деятельности. Дать практические навыки по использованию программных и компьютерных средств управленцам всех видов предприятий и организаций, рассматриваемых в системном аспекте.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Теория систем и системный анализ» относится к числу дисциплин математического и естественнонаучного цикла. Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания по дисциплинам «Дискретная математика», «Информационные системы и технологии», «Теория вероятностей и математическая статистика». Знания, полученные студентами в этой дисциплине, будут использоваться при дальнейшем изучении дисциплин «Математическое и имитационное моделирование экономических процессов», «Проектный практикум» и др.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Теория систем и системный анализ» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

  1. способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);
  2. способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК- 2);
  3. способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);
  4. способен применять и выбирать методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровне (ПК-17);
  5. способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: что такое система и экономическая система; как проектируют и управляют экономической системой (ЭС); какие математические методы необходимо использовать, чтобы контролировать работу ЭС и принимать решения, связанные с структурными и функциональными преобразованиями ЭС.
Уметь: работать с компьютером, используемом для реализации необходимых математических методов в управлении; использовать нужные программы (методы) в нужной ситуации; ставить задачу на создание программ, вычисляющих математические методы и на покупку нужных компьютеров; связывать работу конкретной ЭС с другими экономическими системами и с экономикой в целом, учитывая факторы рынка (маркетинговых исследований).

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

  1. Тема 1. СИСТЕМА.
  2. Тема 2. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ.
  3. Тема 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ.
  4. Тема 4. ВОЗМОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭС.
  5. Тема 5. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДОХОДНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА В СИТУАЦИИ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ.
  6. Тема 6. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
  7. Тема 7. СТРУКТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
  8. Тема 8. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ В УСЛОВИЯХ РИСКА.
  9. Тема 9. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, практические работы.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.