Маркетинг

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является формирование у учащихся маркетингового мировоззрения, получение ими базовых знаний в области маркетинговой политики компаний, теоретических основ, а также принципов и приемов современного маркетинга, которые призваны помочь предпринимателям наиболее рационально построить свою деятельность и получить максимальный экономический (научно-технический, социальный) эффект на основе учета потребностей покупателей. Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка: руководителей предприятия, менеджеров, работников сбыта, рекламы, а также организаторов производства новых товаров. Поэтому основной задачей изучения дисциплины является приобретение студентами практических навыков в этой области, в частности способность изучать, собирать и анализировать маркетинговую информацию, в том числе выбирать необходимые для организации электронные информационные ресурсы, изучать конкурентов на рынке продуктов и услуг, осуществлять прогнозирование объемов продаж фирмы и т.д.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Маркетинг» относится к числу дисциплин математического и естественнонаучного цикла (дисциплины по выбору). Для изучения дисциплины необходимы знания по таким дисциплинам как «Экономическая теория», «Математическая экономика», «Основы бизнеса» и другие дисциплины учебного плана, которые обеспечат системное представление о теоретическом и практическом комплексе задач, с решением которых столкнутся в своей деятельности информатики-экономисты. Знания, полученные студентами в этой дисциплине, будут использоваться при изучении таких дисциплин как: «Проектирование систем принятия решений в экономике», при выполнении научной работы и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Маркетинг» направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14);
  2. способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач (ПК-15);
  3. способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19);
  4. способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:
  1. особенности и инструменты стратегического и операционного маркетинга;
  2. маркетинговую составляющую всех стадий создания и движения товара от его замысла до реализации спроса на него;
  3. инструменты товарного маркетинга, ассортиментной и марочной политики;
  4. принципы маркетингового ценообразования;
  5. технологию сбыта товаров; методы формирования каналов товародвижения;
  6. способы продвижения товаров;
  7. методологию маркетинговых исследований.
Уметь:
  1. ориентироваться на рынке маркетинговой информации;
  2. используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный или аналитический отчет;
  3. осуществлять анализ рыночных параметров;
  4. разрабатывать маркетинговые стратегии, исходя из результатов ситуационного анализа и целей фирмы;
  5. использовать основные методические инструменты маркетинга для решения конкретных задач;
  6. оценивать емкость рынка и осуществлять анализ продуктового портфеля фирмы;
  7. осуществлять оценку конкурентоспособности товара и фирмы с использованием различных методов;
  8. проводить работу по построению карт позиционирования товара;
  9. применять полученные знания на практике, в сфере управления рыночными процессами, их регулирования и исследования.
Владеть:
  1. инструментальными средствами маркетингового анализа рынка информационных продуктов;
  2. навыками в области разработки комплекса маркетинга.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
МАРКЕТИНГ ЕГО СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ. СПРОС КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГА. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ФИРМЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ В ФИРМАХ. СИСТЕМА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ. ВИДЫ СТРАТЕГИЙ, СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ. ТОВАР И ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА НА РЫНКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-УСЛУГ ПРИ РЕШЕНИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ЗАДАЧ ПРЕДПРИЯТИЯ.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, практические занятия.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Методические материалы:

  1. Минькова Н. П. Маркетинг. Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе студентов всех форм обучения по направлению 230700.62 / Томск, 2014. - 8 с.