ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 ЗЕТ (288 час.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс преследует несколько целей: показать особенности технологии банков данных как
одной из основных новых информационных технологий, с тем, чтобы студенты понимали
тенденции развития современных информационных технологий, видели их преимущества и
недостатки, особенности работы в условиях конкретных технологий в их профессиональной
деятельности; сориентировать студентов во множестве современных СУБД и связанных с ними
технологий; осветить теоретические и организационно-методических вопросы построения и
функционирования систем, основанных на концепции баз данных, в том числе различные
методологии моделирования и проектирования баз данных; показать возможности средств
автоматизации проектирования БД; показать возможности современных высокоуровневых языков и
средств создания приложений; научить практической работе (проектирование, ведение и
использование баз данных) в среде выбранных целевых СУБД.
Задачей изучения дисциплины является научить студентов квалифицированно использовать
возможности баз данных.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Базы данных» относится к числу дисциплин профессионального цикла.
Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания, полученные в
предыдущих дисциплинах: «Информатика и программирование»; «Информационные системы и
технологии». Знания, полученные студентами в этой дисциплине, будут использоваться при
выполнении учебно-исследовательских и научных работ, дальнейшем проектировании информационных
систем в экономике при изучении дисциплины «Проектирование информационных систем в экономике».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Базы данных» направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):
- способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);
- способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);
- способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);
- способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла (ПК-6);
- способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств (ПК-7);
- способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8);
- способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы (ПК-9);
- способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);
- способен принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла (ПК-11);
- способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-12);
- способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС (ПК-13);
- способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14);
- способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач (ПК-15);
- способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16);
- способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);
- способен анализировать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности (ПК-18);
- способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19);
- способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20);
- способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: особенности реляционной модели и их влияние проектирование БД,
изобразительные средства, используемые в ER-моделировании; языки описания и манипулирования
данными разных классов (QBE, SQL, элементы 4GL), технологии организации БД.
Уметь: определить предметную область, спроектировать реляционную базу
данных (определить состав каждой таблицы, типы полей, ключ для каждой таблицы),
определить ограничения целостности, получать результатные данные в виде различном виде
(ответов на запросы, экранных форм, отчетов).
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
- Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
- Тема 2. ЕДИНИЦЫ ИНФОРМАЦИИ.
- Тема 3. ВВЕДЕНИЕ В БАНКИ ДАННЫХ.
- Тема 4. ИНФОЛОГИЧЕСКОЕ (КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ) МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ.
- Тема 5. ДАТАЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
- Тема 6. РЕЛЯЦИОННЫЕ МОДЕЛИ.
- Тема 7. ЦЕЛОСТНОСТЬ БАЗ ДАННЫХ.
- Тема 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ.
- Тема 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВВОДА ДАННЫХ В БАЗУ ДАННЫХ.
- Тема 10. ТАБЛИЧНЫЕ ЯЗЫКИ ЗАПРОСОВ.
- Тема 11. ЯЗЫК SQL.
- Тема 12. ВЫВОД ИНФОРМАЦИИ ИЗ БАЗ ДАННЫХ.
- Тема 13. РАЗРАБОТКА ПРИЛОЖЕНИЙ.
- Тема 14. РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ БД.
- Тема 15. БЕЗОПАСНОСТЬ ДАННЫХ.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, лабораторные работы, курсовой проект.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом и экзаменом, защитой курсового проекта.
Методические материалы:
-
Сибилёв В. Д. Базы данных: методические указания по выполнению самостоятельной и индивидуальной работы студентов для направления подготовки бакалавра 230700.62 / В. Д. Сибилёв – Томск: ТУСУР, 2013. – 7 с.