Учебно-исследовательская работа

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 ЗЕТ (180 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Подготовка специалистов обеспечивается всем комплексом учебно-воспитательной работой высшего учебного заведения, одним из важнейших элементов которого выступает научно-исследовательская работа студентов. УИР – важная и неотъемлемая часть учебного процесса и проводится в семинарских и практических учебных занятий. УИР обеспечивает приобретение студентами необходимых навыков исследовательской деятельности и предполагает постепенное приобщение их к самостоятельному решению задач, уже разработанных наукой. Цель дисциплины «Учебно-исследовательская работа» (УИР) – развить и закрепить у студентов во время проведения семинарских занятий, полученные по общеобразовательным, профессиональным и специальным дисциплинам теоретические знания, развить практические навыки в выполнении самостоятельных исследований по выбранной научной тематике для конкретного предприятия, а также привить навыки в работе с научно-технической литературой, оформлению отчетной документации по экономике. Задача дисциплины при подготовке специалистов в высшей школе – это выработка творческого подхода в использовании уже накопленных знаний и приобретении новых сведений; формирование навыков самостоятельной исследовательской работы; расширение кругозора и научной эрудиции; формирование профессиональных способностей, интереса к избранной профессии; формирование научно-познавательных интересов.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Учебно-исследовательская работа» (УИР) относится к числу дисциплин профессионального цикла (по выбору). Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания по следующим дисциплинам: «Базы данных», «Проектирование информационных систем в экономике», «Предметно-ориентированные информационные системы». Знания, полученные студентами в этой дисциплине, будут использоваться при дальнейшем проектировании информационных систем в экономике при выполнении ВКР.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Учебно-исследовательская работа» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

  1. способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);
  2. способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);
  3. способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-6);
  4. способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);
  5. способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ПК-1);
  6. способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);
  7. способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);
  8. способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);
  9. способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:
  1. что такое предметная область;
  2. функции управления предприятием;
  3. виды обеспечивающей и функциональных подсистем экономических информационных систем (ЭИС);
  4. материально-техническое и кадровое обеспечение производства/услуг;
  5. что такое постановка решаемой задачи; план и технология постановки задачи;
  6. в чем заключается научная новизна проблемы;
  7. цели, задачи и функции ИС;
  8. в чем заключается сущность экономической проблемы на рассматриваемом предприятии и ее особенности в настоящее время;
уметь:
  1. работать с первоисточниками, выделять стержневые идеи вести записи по прочитанному, составлять литературный обзор математических методов и их программной реализации;
  2. проводить анализ номенклатуры и качества выпускаемой продукции/услуг;
  3. исследовать конкретной функции управления (в теоретическом и практическом аспектах, т.е. особенности ее на конкретном предприятии), которую в дальнейшем надо автоматизировать (например, бизнес-планирование производства, складской учет произведенной продукции, расчет себестоимости продукции/услуг, анализ реализации продукции);
  4. проводить анализ технического, программного обеспечения предприятия;
  5. анализировать состояние проблемной области, выделять проблему исследования;
  6. проводить анализ, обрабатывать и обобщать результаты, уметь доложить результаты;
  7. по результатам анализа разрабатывать рекомендации, предложения и мероприятия;
  8. формализовано ставить задачи;
  9. проводить анализ информационного обеспечения управления предприятием (входные и выходные документы);
  10. обобщать материалы в виде реферата, доклада, оформить отчетную документацию, защитить свою работу;
владеть:
  1. навыками исследовательской деятельности;
  2. практическими навыками ведения самостоятельной работы и разработки проектных решений по информационному, технологическому и программному обеспечению ЭИС;
  3. теоретическими и практическими знаниями по проектированию ЭИС с использованием современных информационных технологий на основе анализа экономико-информационной среды предметной области.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Практические занятия:

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УИР, ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ УИР, ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ, СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТОВ.
  2. НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КАФЕДРЫ АСУ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С КАФЕДРОЙ (БАНКИ, НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА, КАЗНАЧЕЙСТВО, ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА И Т.Д.).
  3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ УНИВЕРСИТЕТА И СОТРУДНИКАМ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОСТАВЛЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.
  4. ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАДАНИЯМ (ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ; ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ; ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ; УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ; ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ; ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ СБОРА, ПЕРЕДАЧИ, ОБРАБОТКИ И ВЫДАЧИ ИНФОРМАЦИИ; ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ; ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ИС).
  5. ИЗУЧЕНИЕ И ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ.
  6. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. СОСТАВЛЕНИЕ ДОКЛАДА ПО УИР.
  7. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО УИР И ЕГО ЗАЩИТА.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Практические занятия.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетами в двух семестрах.