Научная работа

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 ЗЕТ (216 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины «Научная работа» – глубокое закрепление теоретических знаний, получаемых студентами при изучении дисциплин учебного плана, повышение требовательности к себе, аккуратности, точности в выполнении заданий и научной активности. Приобщение к будущей профессии, таким образом, приобретает творческий характер и стимулирует креативную индивидуальность студентов. Обычно, успешная научная работа перетекает в выпускную квалификационную работу.
Задача дисциплины при подготовке специалистов в высшей школе – это выработка творческого подхода в использовании уже накопленных знаний и приобретении новых сведений; формирование навыков самостоятельной исследовательской работы; расширение кругозора и научной эрудиции; формирование профессиональных способностей, интереса к избранной профессии; формирование научно-познавательных интересов. Одной из форм такого подхода к обучению является научная работа студентов – это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Научная работа» относится к числу дисциплин профессионального цикла (по выбору). Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания по следующим дисциплинам: «Базы данных», «Проектирование информационных систем в экономике», «Предметно-ориентированные информационные системы». Знания, полученные студентами в этой дисциплине, будут использоваться при дальнейшем проектировании информационных систем в экономике при выполнении ВКР.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

  1. способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);
  2. способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8);
  3. способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла (ПК-6);
  4. способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств (ПК-7);
  5. способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8);
  6. способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы (ПК-9);
  7. способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);
  8. способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-22).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:
  1. правила создания пользовательского интерфейса информационной системы;
  2. требования к БД в создаваемой информационной системе.
Уметь:
  1. анализировать аналоги информационных систем (5 – 8 наименований), используемых в данной предметной области: фирма изготовитель, цена, анализ возможностей, требований к платформе и выявление их недостатков по отношению к решаемой задаче (например, высокая цена, избыточность функций и т.д.);
  2. описывать возможные программные средства реализации информационной системы и обосновывать выбранную программную среду;
  3. проектировать информационную и концептуальную модели БД;
  4. проводить анализ, обрабатывать и обобщать результаты, уметь доложить результаты;
  5. по результатам анализа разрабатывать рекомендации, предложения и мероприятия;
  6. обобщать материалы в виде реферата, доклада, оформить отчетную документацию, защитить свою работу.
Владеть:
  1. навыками исследовательской деятельности;
  2. практическими навыками ведения самостоятельной работы и разработки проектных решений по информационному, технологическому и программному обеспечению ЭИС;
  3. теоретическими и практическими знаниями по проектированию ЭИС с использованием современных информационных технологий на основе анализа экономико-информационной среды предметной области.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАДАНИЯМ (ОБЗОР АНАЛОГОВ ИС ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ; ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОМПЛЕКСА ЗАДАЧ; ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ АРМ; ИНФОЛОГИЧЕСКАЯ ИЛИ ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ (СХЕМА ДАННЫХ) И ЕЕ ОПИСАНИЕ; РАЗРАБОТКА ИНТЕРФЕЙСА ПРОЕКТИРУЕМОЙ ИС).
  2. ИЗУЧЕНИЕ И ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ.
  3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. СОСТАВЛЕНИЕ ДОКЛАДА ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ.
  4. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ И ЕГО ЗАЩИТА.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Практические занятия, самостоятельная работа.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетами в двух семестрах.

Методические материалы:

  1. Исакова А. И. Научная работа: Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе студентов всех форм обучения для направления бакалавриата 230700 / А. И. Исакова. – Томск: ТУСУР, 2013. – 16 с.