ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» состоит в формировании у
студентов-бакалавров умений правильно оценивать языковые факты и отбирать языковые
средства в зависимости от содержания, сферы и условий общения.
Задачи изучения дисциплины:
- повышение общей культуры речи;
- изложение теоретических основ культуры речи, ознакомление с её основными понятиями и категориями, а также нормативными свойствами фонетических, лексико-фразеологических и морфолого-синтаксических средств языка, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи;
- формирование системного представления о нормах современного русского литературного языка;
- формирование навыков и умений правильного употребления языковых средств в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения;
- формирование психологической готовности корректно и грамотно вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Русский язык и культура речи относится к дисциплинам гуманитарного, социального и
экономического цикла (вариативной части). Дисциплина «Русский язык и культура речи» основана
на школьном курсе русского языка и предшествует всем последующим дисциплинам. Знания,
полученные студентами на этой дисциплине, будут использоваться ими при оформлении рефератов
и отчетов по лабораторным, практическим и курсовым работам, дальнейшей научной работе и
написанию выпускной квалификационной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):
- способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1);
- способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке (ОК-10).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные термины и понятия категорий культуры речи;
- нормы употребления маркированных языковых средств в различных ситуациях.
Уметь:
- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;
- отбирать контекстуально наиболее оправданные языковые единицы из числа сосуществующих;
- продуцировать тексты разных жанров в устной и письменной формах;
- анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выделения используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка;
- обнаруживать речевые ошибки на всех уровнях структуры языка.
Владеть: основами составления деловых бумаг.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
- ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
- ТЕМА 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
- ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
- ТЕМА 4. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА.
- ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА.
- ТЕМА 6. ПОНЯТИЕ О СТИЛЯХ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ДЕЛОВАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ.
- ТЕМА 7. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ НЕКОТОРЫХ ЖАНРОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.
- ТЕМА 8. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
- ТЕМА 9. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
- ТЕМА 10. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЛОВ.
- ТЕМА 11. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
- ТЕМА 12. ТИПЫ СЛОВАРЕЙ.
- ТЕМА 13. ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции и практические занятия, самостоятельная работа.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.