Биоэтика

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Сегодня, в условиях небывалого развития науки и техники вновь и вновь поднимается проблема ответственности ученых за результаты своей деятельности. Возрастает значение существующей в обществе системы ценностей, которая во многом определяет направление движения науки, влияет на характер использования научных достижений. Еще Норберт Винер, «отец кибернетики», предлагал создать некую систему научного самоконтроля, суть которой состояла бы в том, что ученые не должны публиковать исследования, если они могут быть использованы военными.
Особое внимание привлекают к себе мультидисциплинарные исследования в биологии и медицине, прогрессирующее применение в этих областях техники; увеличение риска экологической катастрофы. Необходимость решения возникших в связи с этим новых философско-этических и юридических проблем вызвала к жизни появление биоэтики.
Современная биоэтика «вырастает» из традиционной медицинской этики, восходящей к гуманистическим традициям великого Гиппократа. Р.В. Поттер в 1969 году в книге «Биоэтика – мост в будущее» говорит о биоэтике как о соединении биологических знаний и человеческих ценностей. С 70-х годов ХХ в. на Западе идет создание многочисленных этических комитетов, как на уровне медицинских учреждений, так и на национальном и международном уровнях. Поэтому сейчас биоэтика превратилась еще и в социальный институт.
Цели: формирование у студента представлений о человеке как о части природы, о самоценности всего живого и невозможности выживания человека без сохранения биосферы, знакомство слушателей с актуальными проблемами биоэтики.
Задачи:

  1. Изучение взаимоотношений живых организмов со средой обитания.
  2. Анализ структуры биосферы, ее эволюции.
  3. Исследование проблем окружающей среды.
  4. изучение и морально-этическое осмысление конкретных вопросов биоэтики.
  5. Прогнозирование результатов профессиональной деятельности индивида с учетом прямых и косвенных последствий для биосферы.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
«Биоэтика» относится к гуманитарному и социальному циклу (Дисциплины по выбору) и дает представление о взаимоотношениях живых организмов со средой обитания, стратегиях экологически сбалансированного развития общества, о путях сохранения биоразнообразия и генофонда биосферы. Знания, полученные студентами на этой дисциплине, будут использоваться ими при дальнейшей научной работе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. способность формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных профессиональных и этических позиций (ПК-8);
  2. способность составлять и контролировать план выполняемой работы, планировать необходимые для выполнения работы ресурсы, оценивать результаты собственной работы (ПК-12).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:
  1. базовые понятия этики, биоэтики, экологии и социального здоровья;
  2. современные стратегии экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека.
Уметь: использовать в своей работе объективные оценки морально-этических, медико-социальных и социально-экологических последствий принимаемых решений.

Владеть: навыками исследования морально-этических аспектов, медико-социальных и социально-экологических проблем в современном обществе.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

  1. ТЕМА 1. ЭТИКА И БИОЭТИКА.
  2. ТЕМА 2. ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЕЛОВЕКА.
  3. ТЕМА 3. СТРАДАНИЕ И БОЛЬ – «СКВОЗНАЯ» ТЕМА РЕЛИГИИ, ФИЛОСОФИИ, ЭТИКИ, МЕДИЦИНЫ.
  4. ТЕМА 4. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ И МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ.
  5. ТЕМА 5. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НОВЕЙШИХ БИОТЕХНОЛОГИЙ.
  6. ТЕМА 6. ЭТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции и практические занятия, самостоятельная работа.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.