ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины «Риторика» состоит в повышении уровня речевой культуры и
коммуникативных способностей будущих специалистов.
Задачи дисциплины:
- формирование у студентов системного представления о речевом поведении в различных социальных ситуациях;
- формирование навыков речевого поведения с опорой на достижения классической риторики и с учетом коммуникативных потребностей современного общества;
- формирование стратегии и тактики публичной нехудожественной речи; аргументации и композиции речи;
- формирование навыков конструктивных форм диалога, в частности спора и дискуссии;
- выполнение упражнений тренировочного, аналитического, творческого характера.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Риторика» относится к Гуманитарному, социальному и экономическому циклу
(Дисциплины по выбору). Она связана с дисциплиной «Русский язык и культура речи», однако
помимо филологических аспектов речевого поведения риторика обращает внимание на логические,
социально-психологические, педагогические аспекты коммуникации.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента определяются средним уровнем
школьной подготовки. Знания, полученные студентами на этой дисциплине, будут использоваться
ими при дальнейшей научной работе и при выполнении ВКР.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):
- способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1);
- способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке (ОК-10).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- структуру речевой ситуации и речевого поведения;
- языковые, логические и психологические особенности устной речи;
- типы речевой культуры;
- особенности монологовой и диалоговой устной речи;
- структуру и композицию устной речи.
Уметь:
- использовать языковые единицы в соответствии с современными языковыми и общесоциальными нормами;
- создавать и произносить тексты различных стилей и жанров в устной и письменной форме;
- использовать языковые, логические, социально-психологические факторы в соответствии с социальной ситуацией;
- корректно участвовать в спорах, дискуссиях, полемиках.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
- ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ РИТОРИКИ.
- ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ РИТОРИКИ.
- ТЕМА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РИТОРИКИ.
- ТЕМА 4. РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ.
- ТЕМА 5. ВИДЫ И ЖАНРЫ УСТНОЙ НЕХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ.
- ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.
- ТЕМА 7. КОМПОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ.
- ТЕМА 8. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕЧИ.
- ТЕМА 9. РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА. СПОР. ДИСКУССИЯ. ПОЛЕМИКА.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции и практические занятия, самостоятельная работа.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.