ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Сегодня понятие коммуникации является одним из ключевых при подготовке специалистов различных
профилей, что продиктовано практическими потребностями реальной жизни. Так, социальный опыт и
знания людей складываются из двух основных составляющих. Первая предполагает наличие
непосредствен¬ных социальных контактов, вторая формируется за счет восприятия событий и
явлений, опосредованных сообщениями средств коммуникации. Коммуникация представляет собой
одну из форм деятельности людей, которая знакома каждому, например: непосредственная беседа,
телевизионная программа, передача сигналов со спутника на землю, наш внешний облик,
публицистическая статья. В наши дни особенно актуальным является знание о сущности и
характере коммуникативных процессов в информационном обществе, механизмах коммуникации и
современных средствах коммуникации.
Цели изучения дисциплины:
- раскрыть содержание основных теоретических концепций и терминов, используемых в современной коммуникативистике;
- заложить основы коммуникативной компетентности будущих специалистов;
- сформировать у студентов представление об основных исследовательских подходах в изучении данного проблемного поля, применяемых в мировой и отечественной науке.
Задачи дисциплины:
- дать представление о современных концепциях коммуникации;
- выяснить механизмы коммуникативного взаимодействия;
- описать основные средства коммуникации в информационном обществе;
- сформировать навыки и умения эффективного взаимодействия в коммуникативном пространстве;
- закрепить сформированные навыки и умения, способность к восприятию информации, использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Данная дисциплина относится к Гуманитарному, социальному и экономическому циклу
(Дисциплины по выбору) и дает представление о сущности процессов коммуникации в современном
обществе, их разнообразии, механизмах, функциях, необходимых для развития
инновационно-активного специалиста. Эти знания позволяют подготовить студентов к
профессиональной деятельности в условиях глобализирующегося мира.
Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания, полученные учащимися
как в школьной программе по «Обществоведению», так и знания, полученные эмпирическим путем в
ходе освоения других дисциплин этого цикла («История», «Геополитика», «Философия» и т.п.).
Знания, полученные студентами на этой дисциплине, будут использоваться ими при дальнейшей
научной работе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процесса, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-5);
- способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке (ОК-10);
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
- способность работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач (ОК-15).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные модели коммуникации, характер коммуникативного пространства
в современном обществе, современные средства коммуникации, позитивные и негативные формы
коммуникативного взаимодействия.
Уметь: свободно ориентироваться в проблемах функционирования современных
коммуникативных средств, применять коммуникативные методы исследования для решения
исследовательских проблем, использовать современные средства коммуникации в рамках
образовательных задач.
Владеть: навыками и умениями вступать в коммуникацию в рамках любого
коммуникативного пространства.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
- ТЕМА 1. КОММУНИКАЦИЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА.
- ТЕМА 2. КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРИНЦИП ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.
- ТЕМА 3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ.
- ТЕМА 4. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА.
- ТЕМА 5. КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
- ТЕМА 6. КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ.
- ТЕМА 7. МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.
- ТЕМА 8. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
- ТЕМА 9. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
- ТЕМА 10. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции и практические занятия, самостоятельная работа.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.