ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 ЗЕТ (216 час.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины «Исследование операций» является овладение методикой операционного
исследования, усвоение вопросов теории и практики построения и анализа операционных моделей
в системах различного назначения.
Основной задачей изучения дисциплины является обучение приемам и методам исследования
операций, математическим методам оптимизации, а также методам математического моделирования
операций и теории игр.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Исследование операций» относится к числу дисциплин профессионального цикла.
Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания, полученные в предыдущих
дисциплинах: «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика»,
«Дифференциальные уравнения», «Теория принятия решений», «Методы оптимизации»; знакомство с
пакетами прикладных программ Mathcad и Matlab. Знания, полученные студентами по этой
дисциплине, будут использоваться при выполнении научно-исследовательской работы, при
подготовке выпускной квалификационной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
- Выпускник должен обладать способностью работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач (ОК-15);
- Выпускник должен обладать способностью демонстрации общенаучных базовых знаний естественных наук, математики и информатики, понимание основных фактов, концепций, принципов теорий, связанных с прикладной математикой и информатикой (ПК-1);
- Выпускник должен обладать способностью приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-2);
- Выпускник должен обладать способностью понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат (ПК-3);
- Выпускник должен обладать способностью осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников (ПК-6);
- Выпускник должен обладать способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным, профессиональным, социальным и этическим проблемам (ПК-7);
- Выпускник должен обладать способностью составлять и контролировать план выполняемой работы, планировать необходимые для выполнения работы ресурсы, оценивать результаты собственной работы (ПК-12).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные понятия, утверждения и теоремы теории игр и исследования операций;
- основные математические модели исследования операций;
- классификацию систем массового обслуживания и их основные характеристики;
- математическую модель антагонистической игры, понятие оптимальных стратегий игроков, основные теоремы матричных игр.
Уметь: применять полученные знания при решении практических задач.
Владеть:
- навыками выбора математических моделей исследования операций и их использованием при решении практических задач;
- навыками анализа решения задач на устойчивость к принятой модели;
- навыками численного моделирования систем массового обслуживания;
- основными приемами и методами решения матричных игр.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
- ТЕМА 1. Введение в исследование операций.
- ТЕМА 2. Общая постановка задачи исследования операций.
- ТЕМА 3. Задачи математического программирования.
- ТЕМА 4. Моделирование операций по схеме марковских случайных процессов.
- ТЕМА 5. Основы теории систем массового обслуживания.
- ТЕМА 6. Моделирование операций методом статистических испытаний.
- ТЕМА 7. Игровые методы обоснования решений.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, практические занятия, лабораторные работы, курсовой проект.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается защитой курсового проекта и экзаменом.
Методические материалы:
-
Суханов А. Я. Исследование операций: Учебное методическое пособие по лабораторным, практическим занятиям, курсовому проектированию,
самостоятельной и индивидуальной работе студентов – 73 с.