Исследование операций

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 ЗЕТ (216 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины «Исследование операций» является овладение методикой операционного исследования, усвоение вопросов теории и практики построения и анализа операционных моделей в системах различного назначения.
Основной задачей изучения дисциплины является обучение приемам и методам исследования операций, математическим методам оптимизации, а также методам математического моделирования операций и теории игр.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Исследование операций» относится к числу дисциплин профессионального цикла. Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания, полученные в предыдущих дисциплинах: «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Дифференциальные уравнения», «Теория принятия решений», «Методы оптимизации»; знакомство с пакетами прикладных программ Mathcad и Matlab. Знания, полученные студентами по этой дисциплине, будут использоваться при выполнении научно-исследовательской работы, при подготовке выпускной квалификационной работы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

  1. Выпускник должен обладать способностью работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач (ОК-15);
  2. Выпускник должен обладать способностью демонстрации общенаучных базовых знаний естественных наук, математики и информатики, понимание основных фактов, концепций, принципов теорий, связанных с прикладной математикой и информатикой (ПК-1);
  3. Выпускник должен обладать способностью приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-2);
  4. Выпускник должен обладать способностью понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат (ПК-3);
  5. Выпускник должен обладать способностью осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников (ПК-6);
  6. Выпускник должен обладать способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным, профессиональным, социальным и этическим проблемам (ПК-7);
  7. Выпускник должен обладать способностью составлять и контролировать план выполняемой работы, планировать необходимые для выполнения работы ресурсы, оценивать результаты собственной работы (ПК-12).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:
  1. основные понятия, утверждения и теоремы теории игр и исследования операций;
  2. основные математические модели исследования операций;
  3. классификацию систем массового обслуживания и их основные характеристики;
  4. математическую модель антагонистической игры, понятие оптимальных стратегий игроков, основные теоремы матричных игр.
Уметь: применять полученные знания при решении практических задач.

Владеть:
  1. навыками выбора математических моделей исследования операций и их использованием при решении практических задач;
  2. навыками анализа решения задач на устойчивость к принятой модели;
  3. навыками численного моделирования систем массового обслуживания;
  4. основными приемами и методами решения матричных игр.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

  1. ТЕМА 1. Введение в исследование операций.
  2. ТЕМА 2. Общая постановка задачи исследования операций.
  3. ТЕМА 3. Задачи математического программирования.
  4. ТЕМА 4. Моделирование операций по схеме марковских случайных процессов.
  5. ТЕМА 5. Основы теории систем массового обслуживания.
  6. ТЕМА 6. Моделирование операций методом статистических испытаний.
  7. ТЕМА 7. Игровые методы обоснования решений.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, практические занятия, лабораторные работы, курсовой проект.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается защитой курсового проекта и экзаменом.

Методические материалы:

  1. Суханов А. Я. Исследование операций: Учебное методическое пособие по лабораторным, практическим занятиям, курсовому проектированию, самостоятельной и индивидуальной работе студентов – 73 с.