ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 час.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Методики планирования эксперимента» (далее МПЭ) является
формирование у студента целостного представления о системе окружающего мира и необходимости
системного подхода к его исследованию. Обучении студентов методологии и методике создания и
применения моделей разнообразных процессов и явлений, позволяющих установить закономерности,
конкретные числовые характеристики прогнозируемых событий, оценки перспектив развития
физических, экономических и др. систем. Приобретение основ составления модели решения задач
с помощью компьютера, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых
для осуществления профессиональной деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
«Методики планирования эксперимента» включена в часть дисциплин по выбору профессионального
цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины, относятся знания,
умения и виды деятельности, которые сформированы на предшествующем уровне образования
абитуриента.
Дисциплина «МПЭ» опирается на знания студентов по дисциплинам: «Математический анализ»,
«Основы информатики», «Дискретная математика», «Математическая логика и теория алгоритмов» и
др. для последующего изучения других дисциплин части профессионального цикла.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
- способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1);
- способность владения навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
- способность использовать в научной и познавательной деятельности, а также в социальной сфере профессиональные навыки работы с информационными и компьютерными технологиями (ОК-14);
- способность работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач (ОК-15);
- способность понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат (ПК-3);
- способность в составе научно-исследовательского и производственного коллектива решать задачи профессиональной деятельности (ПК-4);
- способность осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников (ПК-6);
- способность собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным, профессиональным, социальным и этическим проблемам (ПК-7);
- способность решать задачи производственной и технологической деятельности на профессиональном уровне, включая: разработку алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования (ПК-9);
- способность применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и языки баз данных, операционные системы, электронные библиотеки и пакеты программ, сетевые технологии (ПК-10).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные методы построения и анализа моделей систем;
методы планирования машинных экспериментов, языки моделирования.
Уметь: составлять детерминированные и стохастические модели процессов и систем и выбирать для них подходящие методы моделирования.
Владеть: навыками использования методов моделирования при автоматизации исследований и проектировании вычислительных и автоматизированных систем.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
- ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
- ТЕМА 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ.
- ТЕМА 3. ГРАНИЦЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КЛАССИЧЕСКИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ.
- ТЕМА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
- ТЕМА 5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ.
- ТЕМА 6. ОЦЕНКА АДЕКВАТНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ МОДЕЛИ.
- ТЕМА 7. ОЦЕНКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МОДЕЛИ.
- ТЕМА 8. КАЛИБРОВКА МОДЕЛИ.
- ТЕМА 9. ПОДБОР ПАРАМЕТРОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ.
- ТЕМА 10. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗИ ФАКТОРОВ.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Практические работы, самостоятельная работа.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.