ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 11 ЗЕТ (396 час.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Математические модели обработки данных» является изучение математических моделей и методов исследования операций,
выражающих разнообразные функциональные взаимозависимости окружающего мира, для последующего их применения на практике. Приобретение основ
составления модели решения задач с помощью компьютера, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления
профессиональной деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Математические модели обработки данных» (ММОД) включена в часть дисциплин по выбору профессионального цикла.
К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины, относятся знания, умения и виды деятельности, которые сформированы на предшествующем
уровне образования абитуриента.
Дисциплина «ММОД» опирается на знания студентов по дисциплинам: «Математический анализ», «Основы информатики», «Дискретная математика»,
«Объектно-Ориентированное программирование» и др. для последующего изучения других дисциплин части профессионального цикла.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
- способность владения навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
- способность использовать в научной и познавательной деятельности, а также в социальной сфере профессиональные навыки работы с информационными и компьютерными технологиями (ОК-14);
- способность работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач (ОК-15);
- способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию, стремление к повышению своей квалификации и мастерства (ОК-16);
- способность приобретать новые научные профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-2);
- способность понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат (ПК-3);
- способность в составе научно-исследовательского и производственного коллектива решать задачи профессиональной деятельности (ПК-4);
- способность осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников (ПК-6);
- способность собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным, профессиональным, социальным и этическим проблемам (ПК-7);
- способность решать задачи производственной и технологической деятельности на профессиональном уровне, включая: разработку алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования (ПК-9);
- способность применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и языки баз данных, операционные системы, электронные библиотеки и пакеты программ, сетевые технологии (ПК-10).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- типы информационных сигналов, динамической и спектральной формах их математического представления;
- методы представления сигналов в современных информационных системах;
- методы математического моделирования сигналов;
- методы и системы преобразования информационных сигналов при обработке, передаче и использовании информации в системах.
Уметь: применять полученные знания при разработке прикладного программного обеспечения.
Владеть:
- навыками определения начальных параметров линейных систем уравнений и формировать результаты наблюдений и выполнять классические преобразования данных;
- моделировать процессы регистрации данных и их обработки;
- выполнять анализ результатов измерений с помощью программных пакетов общего и специального назначения;
- оформлять результаты обработки информационных данных.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
- ТЕМА 1. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СИГНАЛОВ.
- ТЕМА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СИГНАЛОВ. ТИПЫ СИГНАЛОВ. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИГНАЛОВ. ТЕСТОВЫЕ СИГНАЛЫ. СИСТЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИГНАЛОВ.
- ТЕМА 3. ЛИНЕЙНЫЕ СИСТЕМЫ. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ МЕРА ИНФОРМАЦИИ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЕМКОСТЬ СИГНАЛОВ.
- ТЕМА 4. КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ И КОВАРИАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ СИГНАЛОВ.
- ТЕМА 5. КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ФИНИТНЫХ, ПЕРИОДИЧЕСКИХ, ДИСКРЕТНЫХ И КОДОВЫХ СИГНАЛОВ.
- ТЕМА 6. ВЗАИМНОКОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ СИГНАЛОВ.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Практические работы, курсовой проект, самостоятельная работа.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом и защитой курсового проекта.
Методические материалы:
-
Золотов С. Ю. Математические модели обработки данных: методические рекомендации для выполнения курсового проекта,
практических занятий и самостоятельной работе студентов / Томск: 2015. – 7 с.