Психология в производственной деятельности

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является становление и развитие психологических наук о труде, психологическое понимание труда и профессии. Наряду с тем включаются профессиографические основы изучения человека в труде и основы инженерно-психологического анализа трудовой деятельности. В настоящем учебном курсе также освещаются основные вопросы профессионального самоопределения, общие и специальные способности, основы профотбора и другие психологические аспекты.
Программа разработана для тех, в чью профессиональную деятельность психология войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать изучению, усовершенствованию, проектированию и преобразованию человеческого труда, а именно сложных систем «человек-машина».
Задачи дисциплины: изучить основные понятия профессиональной психологии, профессионального самоопределения и развития личности, как субъекта трудовой деятельности; наряду с освоением системы «человек-машина» активно и творчески внедряться в систему «человек-машина»; формировать личную установку каждого студента на успешное изучение инженерных дисциплин, а также естественных и гуманитарных.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Психология в производственной деятельности» относится к вариативной части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (по выбору). Программа курса разработана для студентов, чья психологическая культура и компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.
В курсе «Психология в производственной деятельности» реализуются межпредметные связи со следующими дисциплинами: "Философия", "Социология", "Проектирование человеко-машинного интерфейса", "Процессы коммуникации в современном обществе", "Введение в программную инженерию". Знания, полученные студентами на этой дисциплине, будут использоваться ими при дальнейшей научной работе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и профессионально-специализированных компетенций (ПСК):

  1. готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
  2. способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
  3. умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные категории и понятия психологии труда и профессиональной психологии; роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека; основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; динамику протекания основных социально-психологических процессов в коллективе.
Уметь: применять формы и методы психологического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности; давать психологическую характеристику личности; интерпретировать собственное психическое состояние; владеть простейшими приемами психической саморегуляции.
Владеть: понятийно-категориальным аппаратом психологической науки, инструментарием психологического анализа и проектирования.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Профессиональная психология как наука. Профессионально-значимые свойства. Анализ труда. Субъект: профессиональный опыт. Инженерно-психологическое проектирование деятельности.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, практические занятия.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.