Риторика

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины «Риторика» состоит в повышении уровня речевой культуры и коммуникативных способностей будущих специалистов.
Задачи дисциплины: формирование у студентов системного представления о речевом поведении в различных социальных ситуациях; формирование навыков речевого поведения с опорой на достижения классической риторики и с учетом коммуникативных потребностей современного общества; формирование стратегии и тактики публичной нехудожественной речи; аргументации и композиции речи; формирование навыков конструктивных форм диалога, в частности спора и дискуссии; выполнение упражнений тренировочного, аналитического, творческого характера.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Риторика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (вариативной части дисциплин по выбору). Она связана с дисциплиной «Русский язык и культура речи», однако помимо филологических аспектов речевого поведения риторика обращает внимание на логические, социально-психологические, педагогические аспекты коммуникации. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента определяются средним уровнем школьной подготовки. Знания, полученные студентами на этой дисциплине, будут использоваться ими при дальнейшей научной работе и при выполнении ВКР.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и профессионально-специализированных компетенций (ПСК):

  1. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
  2. умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: структуру речевой ситуации и речевого поведения; языковые, логические и психологические особенности устной речи; типы речевой культуры; особенности монологовой и диалоговой устной речи; структуру и композицию устной речи.
Уметь: использовать языковые единицы в соответствии с современными языковыми и общесоциальными нормами; создавать и произносить тексты различных стилей и жанров в устной и письменной форме; использовать языковые, логические, социально-психологические факторы в соответствии с социальной ситуацией; корректно участвовать в спорах, дискуссиях, полемиках.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Предмет риторики. Эволюция риторики. Современное состояние риторики. Речевое событие. Виды и жанры устной нехудожественной речи. Основные этапы подготовки публичного выступления. Композиционная модель выступления. Основные методы моделирования речи. Речевая практика. Спор. Дискуссия. Полемика.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, практические занятия.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.