ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 ЗЕТ (288 час.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – изучить закономерности функционирования рыночной экономики, дать представление о процессе рыночного ценообразования и его роли в национальном хозяйстве, выявить особенности рыночного механизма в различных типах рыночных структур, исследовать хозяйственную деятельность людей, направленную на удовлетворение разнообразных потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Изучить принципы и механизмы функционирования национальной экономики, факторы, лежащие в основе экономического роста, условия макроэкономического равновесия, инструменты государственного регулирования экономики.
Задачи дисциплины:
- сформировать у студентов целостное представление об отношениях между людьми, складывающихся в процессе использования ими ограниченных ресурсов и о национальной экономике;
- изучить поведение отдельных хозяйствующих субъектов (домашних хозяйств и фирм) в рыночной экономике и выявить систему взаимосвязей между экономическими субъектами в национальной экономике;
- выработать у студентов умение правильно пользоваться понятийным аппаратом изучаемого курса;
- выработать умение анализировать происходящие процессы на различных типах рынков;
- выработать умение анализировать социально - экономические процессы, происходящие в различных странах мира;
- дать представление о принципах и механизмах реализации экономической политики государства;
- сформировать экономическое мышление.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Экономическая теория» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла в структуре основной образовательной программы. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют основами математики для решения задач, необходимых для принятий решений, и основными фактами экономической истории, полученными в средней школе и при изучении дисциплины «История» в первом семестре. Экономическая теория как системная наука, может исследоваться в самых разных аспектах: теоретических, призванных выявить принципы организации и функционирования экономики; прикладных, изучающих функциональные аспекты развития экономики и ее отраслевые особенности; исторических, исследующих развитие экономических систем и эволюцию научных представлений об экономике.
Знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины «Экономическая теория», будут в дальнейшем использоваться в следующих курсах: «Финансы и кредит», «Налогообложение», «Финансовый анализ», «Технико-экономический анализ деятельности предприятий».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Экономическая теория» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
- способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);
- способность при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные понятия, характеризующие поведение отдельных хозяйствующих субъектов (домашних хозяйств и фирм) в рыночной экономике;
- закономерности функционирования современной экономики на микро и макроуровне;
- основы построения экономических моделей;
- важнейшие принципы экономического анализа;
- основные методы и приемы анализа экономических явлений;
- закономерности развития рыночной экономики;
- принципы формирования рыночного спроса на товары и ресурсы и рыночного предложения;
- специфику рыночных условий, влияющих на поведение фирм и домашних хозяйств;
- правила выбора оптимальной комбинации товаров и ресурсов;
- конкурентные стратегии, применяемые фирмами для достижения своих целей;
- основные факторы производства и механизм функционирования рынка факторов производства;
- логику общего равновесия рынка и его эффективность;
- расчет и анализ показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;
- систему взаимосвязей между экономическими субъектами, отражаемую в моделях кругооборота;
- специфику формирования спроса и предложения на рынках товаров и услуг, финансовых активов, их взаимоотношение и взаимодополнение;
- основные постулаты кейнсианской и неоклассической теорий потребления и сбережения;
- взаимосвязи инфляции и безработицы;
- факторы и проблемы экономического роста.
Уметь:
- применять формально-логические и диалектические методы при изучении основных проблем микроэкономики;
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;
- использовать простейшие виды экономико-математического моделирования для построения экономических моделей;
- выделять внешние и внутренние факторы, влияющие на поведение основных субъектов экономики;
- понимать механизм принятия решений отдельными экономическими агентами;
- анализировать факторы, смещающие кривые спроса и предложения на различных рынках;
- принимать верные решения в условиях ограниченности ресурсов;
- описывать, классифицировать, систематизировать факты экономической действительности;
- объяснять основные экономические процессы;
- применять общенаучные и специфические методы при изучении основных проблем макроэкономики;
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
- рассчитывать основные макроэкономические показатели;
- ясно формулировать собственную позицию по важнейшим вопросам экономической политики.
Владеть:
- понятийным аппаратом и основными терминами дисциплины;
- методологией экономического исследования;
- следующими методами: предельного анализа, функционального анализа, моделирования;
- современными методиками расчета и анализа социально – экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро и макроуровне;
- навыками самостоятельной работы;
- навыками обобщения экономических явлений;
- навыками поиска и использования информации о развитии экономических систем;
- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и экономических моделей;
- навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе направлений экономической мысли.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ. ТЕОРИЯ ЦЕНЫ: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ИЗЛИШКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ.
ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР.
РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ И ЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ.
НЕСОВЕРШЕНСТВА РЫНКА. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ОТЕЛЬНЫХ РЫНКАХ И В МОДЕЛИ «IS-LM».
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК АГЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, практические работы.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.