Процессы коммуникации в современном обществе

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Сегодня понятие коммуникации является одним из ключевых при подготовке специалистов различных профилей, что продиктовано практическими потребностями реальной жизни. Так, социальный опыт и знания людей складываются из двух основных составляющих. Первая предполагает наличие непосредственных социальных контактов, вторая формируется за счет восприятия событий и явлений, опосредованных сообщениями средств коммуникации. Коммуникация представляет собой одну из форм деятельности людей, которая знакома каждому, например: непосредственная беседа, телевизионная программа, передача сигналов со спутника на землю, наш внешний облик, публицистическая статья. В наши дни особенно актуальным является знание о сущности и характере коммуникативных процессов в информационном обществе, механизмах коммуникации и современных средствах коммуникации.
Цели изучения дисциплины:

  1. раскрыть содержание основных теоретических концепций и терминов, используемых в современной коммуникативистике;
  2. заложить основы коммуникативной компетентности будущих специалистов;
  3. сформировать у студентов представление об основных исследовательских подходах в изучении данного проблемного поля, применяемых в мировой и отечественной науке.
Задачи дисциплины:
  1. дать представление о современных концепциях коммуникации;
  2. выяснить механизмы коммуникативного взаимодействия;
  3. описать основные средства коммуникации в информационном обществе;
  4. сформировать навыки и умения эффективного взаимодействия в коммуникативном пространстве;
  5. закрепить сформированные навыки и умения, способность к восприятию информации, использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Данная дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу (вариативной части) и дает представление о сущности процессов коммуникации в современном обществе, их разнообразии, механизмах, функциях, необходимых для развития иннвационно-активного специалиста. Эти знания позволяют подготовить студентов к профессиональной деятельности в условиях глобализирующегося мира. Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания, полученные учащимися как в школьной программе по «Обществоведению», так и знания, полученные эмпирическим путем в ходе освоения других дисциплин этого цикла («История», «Геополитика», «Философия» и т.п.). Знания, полученные студентами на этой дисциплине, будут использоваться ими при дальнейшей научной работе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

  1. способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);
  2. способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);
  3. способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные модели коммуникации, характер коммуникативного пространства в современном обществе, современные средства коммуникации, позитивные и негативные формы коммуникативного взаимодействия.
Уметь: свободно ориентироваться в проблемах функционирования современных коммуникативных средств, применять коммуникативные методы исследования для решения исследовательских проблем, использовать современные средства коммуникации в рамках образовательных задач.
Владеть: навыками и умениями вступать в коммуникацию в рамках любого коммуникативного пространства.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
КОММУНИКАЦИЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА. КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРИНЦИП ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА. КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ. МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции и практические занятия, самостоятельная работа.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.