ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 ЗЕТ (288 часов).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Математическое и имитационное моделирование экономических процессов» читается бакалаврам 230700.62 «Прикладная информатика».
Целью изучения данной дисциплины является усвоение знаний по разработке имитационных моделей экономических процессов и объектов, приобретение навыков имитационного моделирования экономических процессов.
Основными задачами дисциплины являются:
- изучение процессов массового обслуживания;
- имитация работы экономического объекта в трех измерениях: материальном, денежном и информационном;
- экономическое прогнозирование, предвидение развития экономических процессов;
- формирование у студентов навыков, необходимых для выработки управленческих решений.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Математическое и имитационное моделирование экономических процессов» относится к дисциплинам Математического и естественнонаучного цикла.
Ее изучение базируется на сумме знаний и фактических навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Математика», «Финансы и кредит», «Технико-экономический анализ деятельности предприятий» и других.
Изучение дисциплины «Математическое и имитационное моделирование экономических процессов» необходимо для освоения дисциплин «Научная работа», для подготовки студента к написанию выпускной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Математическое и имитационное моделирование экономических процессов» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
- способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);
- способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);
- способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);
- способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);
- способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16);
- способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать, как получить ответ на вопрос «что будет, если…»;
уметь самостоятельно творчески использовать теоретические знания на практике, а также в процессе последующего обучения;
иметь представление об основных принципах построения имитационных моделей экономических процессов, методах их расчетов и уметь их использовать для планирования функционирования и развития предприятия.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
ТЕМА 1. МЕТОД МОНТЕ-КАРЛО И ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ.
ТЕМА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛУЧАЙНЫХ СОБЫТИЙ.
ТЕМА 3. МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ.
ТЕМА 4. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
ТЕМА 5. МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции и лабораторные занятия.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом и экзаменом.
Методические материалы:
-
Мицель А. А., Грибанова Е. Б. Имитационное моделирование экономических процессов в Excel / Томск: Изд-во ТУСУР, 2014. – 115 с.
-
Мицель А. А. Математическое и имитационное моделирование экономических процессов в Mathcad. Лабораторный практикум / Томск: Изд-во ТУСУР, 2014. – 141 с.
-
Мицель А. А. Математическое и имитационное моделирование экономических процессов. Методические указания по самостоятельной работе студентов по специальности 230700.62 / А. А. Мицель. – Томск: ТУСУР, 2014. – 12 с.