Математическое и имитационное моделирование экономических процессов

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 ЗЕТ (288 часов).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Математическое и имитационное моделирование экономических процессов» читается бакалаврам 230700.62 «Прикладная информатика».
Целью изучения данной дисциплины является усвоение знаний по разработке имитационных моделей экономических процессов и объектов, приобретение навыков имитационного моделирования экономических процессов.
Основными задачами дисциплины являются:

  1. изучение процессов массового обслуживания;
  2. имитация работы экономического объекта в трех измерениях: материальном, денежном и информационном;
  3. экономическое прогнозирование, предвидение развития экономических процессов;
  4. формирование у студентов навыков, необходимых для выработки управленческих решений.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Математическое и имитационное моделирование экономических процессов» относится к дисциплинам Математического и естественнонаучного цикла. Ее изучение базируется на сумме знаний и фактических навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Математика», «Финансы и кредит», «Технико-экономический анализ деятельности предприятий» и других. Изучение дисциплины «Математическое и имитационное моделирование экономических процессов» необходимо для освоения дисциплин «Научная работа», для подготовки студента к написанию выпускной работы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Математическое и имитационное моделирование экономических процессов» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

  1. способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);
  2. способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);
  3. способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);
  4. способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);
  5. способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16);
  6. способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать, как получить ответ на вопрос «что будет, если…»;
уметь самостоятельно творчески использовать теоретические знания на практике, а также в процессе последующего обучения;
иметь представление об основных принципах построения имитационных моделей экономических процессов, методах их расчетов и уметь их использовать для планирования функционирования и развития предприятия.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
ТЕМА 1. МЕТОД МОНТЕ-КАРЛО И ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ. ТЕМА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛУЧАЙНЫХ СОБЫТИЙ. ТЕМА 3. МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ. ТЕМА 4. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. ТЕМА 5. МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции и лабораторные занятия.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом и экзаменом.

Методические материалы:

  1. Мицель А. А., Грибанова Е. Б. Имитационное моделирование экономических процессов в Excel / Томск: Изд-во ТУСУР, 2014. – 115 с.
  2. Мицель А. А. Математическое и имитационное моделирование экономических процессов в Mathcad. Лабораторный практикум / Томск: Изд-во ТУСУР, 2014. – 141 с.
  3. Мицель А. А. Математическое и имитационное моделирование экономических процессов. Методические указания по самостоятельной работе студентов по специальности 230700.62 / А. А. Мицель. – Томск: ТУСУР, 2014. – 12 с.