Информационные системы и технологии

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 ЗЕТ (252 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по основам архитектуры и функционирования информационных систем и применению современных информационных систем и технологий в экономике, управлении и бизнесе. В процессе изучения курса студенты знакомятся со свойствами сложных систем, системным подходом к их изучению, понятиями управления такими системам, принципами построения информационных систем, их классификацией, архитектурой, составом функциональных и обеспечивающих подсистем, с основными тенденциями информатизации в сфере экономики и управления, овладевают практическими навыками в использовании информационных технологий в различных областях производственной, управленческой и коммерческой деятельности. Основной задачей изучения дисциплины является приобретение студентами прочных знаний и практических навыков в области, определяемой основной целью курса.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Информационные системы и технологии» (ИСиТ) относится к числу дисциплин профессионального цикла (базовой части). Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания по теории множеств, математической логике, теории графов, навыкам программирования в современных средах, физические основы компьютерной техники и средств передачи информации, полученные в предыдущих дисциплинах: «Информатика и программирование»; «Основы алгоритмизации и языки программирования»; «Дискретная математика». Знания, полученные студентами в этой дисциплине, будут использоваться при изучении таких дисциплин как: «Проектирование информационных систем в экономике», «Предметно-ориентированные экономические информационные системы».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Информационные системы и технологии» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

  1. способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);
  2. способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);
  3. способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-6);
  4. способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);
  5. способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);
  6. способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);
  7. способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);
  8. способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-12).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:
  1. определение информационной системы (ИС). Задачи и функции ИС. Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования;
  2. информационные системы в общем виде, компоненты ИС, жизненный цикл ИС;
  3. архитектуру ИС, основные способы и режимы обработки экономической информации;
  4. классификацию информационных систем, документальные и фактографические системы. Предметную область ИС;
  5. основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Информационный обмен. Система информационного обмена. Сети информационного обмена.
  6. распределенные системы обработки данных, технологии «клиент-сервер» и информационных хранилищ;
  7. системы электронного документооборота и геоинформационные системы;
  8. технологии внутримашинной обработки данных в пакетном и диалоговом режимах и инструментальные средства разработки ИТ на компьютере;
  9. ИТ на основе сетей общего назначения и локальных сетей и организацию распределенных баз данных в ЭИС.
Уметь:
  1. использовать новейшие информационные технологии, созданные под MS Windows, при решении конкретных экономических задач;
  2. работать в документальных информационно-поисковых и фактографических системах.
Владеть:
  1. практическими навыками использования функциональных и обеспечивающих подсистем;
  2. инструментальными и прикладными информационными технологиями в различных отраслях экономики, управления и бизнеса;
  3. типовыми информационными технологиями сбора, обработки и выдачи информации;
  4. новейшими технологиями, созданными под MS Windows и иметь практические навыки по ним.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

МОДУЛЬ 1. «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»:
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ; ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ; СТРУКТУРА И СОСТАВ ИС; ЕДИНИЦЫ ИНФОРМАЦИИ В ИС; ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ И ФАКТОГРАФИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ; ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИС.

МОДУЛЬ 2. «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ; КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ; ОСНОВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ; ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ; ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, лабораторные работы.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом и экзаменом.

Методические материалы:

  1. Исакова А. И. Информационные системы и технологии: Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе студентов всех форм обучения для направления бакалавриата 230700 / А. И. Исакова. – Томск: ТУСУР, 2013. – 11 с.