Базы данных

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 ЗЕТ (288 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс преследует несколько целей: показать особенности технологии банков данных как одной из основных новых информационных технологий, с тем, чтобы студенты понимали тенденции развития современных информационных технологий, видели их преимущества и недостатки, особенности работы в условиях конкретных технологий в их профессиональной деятельности; сориентировать студентов во множестве современных СУБД и связанных с ними технологий; осветить теоретические и организационно-методических вопросы построения и функционирования систем, основанных на концепции баз данных, в том числе различные методологии моделирования и проектирования баз данных; показать возможности средств автоматизации проектирования БД; показать возможности современных высокоуровневых языков и средств создания приложений; научить практической работе (проектирование, ведение и использование баз данных) в среде выбранных целевых СУБД.
Задачей изучения дисциплины является научить студентов квалифицированно использовать возможности баз данных.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Базы данных» относится к числу дисциплин профессионального цикла. Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания, полученные в предыдущих дисциплинах: «Информатика и программирование»; «Информационные системы и технологии». Знания, полученные студентами в этой дисциплине, будут использоваться при выполнении учебно-исследовательских и научных работ, дальнейшем проектировании информационных систем в экономике при изучении дисциплины «Проектирование информационных систем в экономике».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Базы данных» направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);
  2. способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);
  3. способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);
  4. способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла (ПК-6);
  5. способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств (ПК-7);
  6. способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8);
  7. способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы (ПК-9);
  8. способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);
  9. способен принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла (ПК-11);
  10. способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-12);
  11. способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС (ПК-13);
  12. способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14);
  13. способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач (ПК-15);
  14. способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16);
  15. способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);
  16. способен анализировать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности (ПК-18);
  17. способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19);
  18. способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20);
  19. способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: особенности реляционной модели и их влияние проектирование БД, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании; языки описания и манипулирования данными разных классов (QBE, SQL, элементы 4GL), технологии организации БД.
Уметь: определить предметную область, спроектировать реляционную базу данных (определить состав каждой таблицы, типы полей, ключ для каждой таблицы), определить ограничения целостности, получать результатные данные в виде различном виде (ответов на запросы, экранных форм, отчетов).

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

  1. Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
  2. Тема 2. ЕДИНИЦЫ ИНФОРМАЦИИ.
  3. Тема 3. ВВЕДЕНИЕ В БАНКИ ДАННЫХ.
  4. Тема 4. ИНФОЛОГИЧЕСКОЕ (КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ) МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ.
  5. Тема 5. ДАТАЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
  6. Тема 6. РЕЛЯЦИОННЫЕ МОДЕЛИ.
  7. Тема 7. ЦЕЛОСТНОСТЬ БАЗ ДАННЫХ.
  8. Тема 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ.
  9. Тема 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВВОДА ДАННЫХ В БАЗУ ДАННЫХ.
  10. Тема 10. ТАБЛИЧНЫЕ ЯЗЫКИ ЗАПРОСОВ.
  11. Тема 11. ЯЗЫК SQL.
  12. Тема 12. ВЫВОД ИНФОРМАЦИИ ИЗ БАЗ ДАННЫХ.
  13. Тема 13. РАЗРАБОТКА ПРИЛОЖЕНИЙ.
  14. Тема 14. РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ БД.
  15. Тема 15. БЕЗОПАСНОСТЬ ДАННЫХ.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, лабораторные работы, курсовой проект.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом и экзаменом, защитой курсового проекта.

Методические материалы:

  1. Сибилёв В. Д. Базы данных: методические указания по выполнению самостоятельной и индивидуальной работы студентов для направления подготовки бакалавра 230700.62 / В. Д. Сибилёв – Томск: ТУСУР, 2013. – 7 с.