ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 ЗЕТ (216 час.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины «Научная работа» – глубокое закрепление теоретических знаний, получаемых
студентами при изучении дисциплин учебного плана, повышение требовательности к себе,
аккуратности, точности в выполнении заданий и научной активности. Приобщение к будущей
профессии, таким образом, приобретает творческий характер и стимулирует креативную
индивидуальность студентов. Обычно, успешная научная работа перетекает в выпускную
квалификационную работу.
Задача дисциплины при подготовке специалистов в высшей школе – это выработка творческого
подхода в использовании уже накопленных знаний и приобретении новых сведений;
формирование навыков самостоятельной исследовательской работы; расширение кругозора и
научной эрудиции; формирование профессиональных способностей, интереса к избранной профессии;
формирование научно-познавательных интересов. Одной из форм такого подхода к обучению
является научная работа студентов – это система мероприятий, приобщающая к творческой
деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Научная работа» относится к числу дисциплин профессионального цикла (по выбору).
Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания по следующим дисциплинам:
«Базы данных», «Проектирование информационных систем в экономике»,
«Предметно-ориентированные информационные системы». Знания, полученные студентами в этой
дисциплине, будут использоваться при дальнейшем проектировании информационных систем в
экономике при выполнении ВКР.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
- способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8);
- способен документировать процессы создания информационных систем на всех стадиях жизненного цикла (ПК-6);
- способен использовать технологические и функциональные стандарты, современные модели и методы оценки качества и надежности при проектировании, конструировании и отладке программных средств (ПК-7);
- способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8);
- способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы (ПК-9);
- способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);
- способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-22).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- правила создания пользовательского интерфейса информационной системы;
- требования к БД в создаваемой информационной системе.
Уметь:
- анализировать аналоги информационных систем (5 – 8 наименований), используемых в данной предметной области: фирма изготовитель, цена, анализ возможностей, требований к платформе и выявление их недостатков по отношению к решаемой задаче (например, высокая цена, избыточность функций и т.д.);
- описывать возможные программные средства реализации информационной системы и обосновывать выбранную программную среду;
- проектировать информационную и концептуальную модели БД;
- проводить анализ, обрабатывать и обобщать результаты, уметь доложить результаты;
- по результатам анализа разрабатывать рекомендации, предложения и мероприятия;
- обобщать материалы в виде реферата, доклада, оформить отчетную документацию, защитить свою работу.
Владеть:
- навыками исследовательской деятельности;
- практическими навыками ведения самостоятельной работы и разработки проектных решений по информационному, технологическому и программному обеспечению ЭИС;
- теоретическими и практическими знаниями по проектированию ЭИС с использованием современных информационных технологий на основе анализа экономико-информационной среды предметной области.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
- ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАДАНИЯМ (ОБЗОР АНАЛОГОВ ИС ПО ИЗУЧАЕМОЙ
ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ; ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПО ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОМПЛЕКСА
ЗАДАЧ; ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ АРМ; ИНФОЛОГИЧЕСКАЯ ИЛИ ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ (СХЕМА ДАННЫХ)
И ЕЕ ОПИСАНИЕ; РАЗРАБОТКА ИНТЕРФЕЙСА ПРОЕКТИРУЕМОЙ ИС).
- ИЗУЧЕНИЕ И ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ.
- АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. СОСТАВЛЕНИЕ ДОКЛАДА ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ.
- СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ И ЕГО ЗАЩИТА.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Практические занятия, самостоятельная работа.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетами в двух семестрах.
Методические материалы:
-
Исакова А. И. Научная работа: Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе студентов всех форм обучения для направления бакалавриата 230700
/ А. И. Исакова. – Томск: ТУСУР, 2013. – 16 с.