Междисциплинарный семинар

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Междисциплинарный семинар» составляет 3 ЗЕТ (108 час.).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний и практических навыков в области деятельности ИТ-компаний малого бизнеса. Основной задачей изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области функционирования различных моделей ИТ-бизнеса, вариантов использования организационных структур, организации и ценообразования ИТ-услуг, изучения вариантов поддержки развития малого бизнеса со стороны административных органов, применяемых методик проектного управления на примере конкретных коммерческих проектов региональной ИТ-компании.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Междисциплинарный семинар» относится к числу дисциплин профессионального цикла. Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания, полученные студентами в дисциплинах «Алгоритмы и анализ их сложности», «История и методология прикладной математики и информатики», «Современные операционные системы». Знания, полученные студентами во время участия в междисциплинарном семинаре, могут быть использованы в дальнейшем в дисциплинах «Научно-исследовательская работа в семестре», при подготовке магистерской диссертации.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Междисциплинарный семинар» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

  1. способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-4);
  2. способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-6);
  3. способностью использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-9);
  4. способностью разрабатывать и оптимизировать бизнес-планы научно-прикладных проектов (ПК-4);
  5. способностью управлять проектами (подпроектами), планировать научно-исследовательскую деятельность, анализировать риски, управлять командой проекта (ПК-5);
  6. способностью организовывать процессы корпоративного обучения на основе технологий электронного и мобильного обучения и развития корпоративных баз знаний (ПК-6);
  7. способностью разрабатывать и оптимизировать бизнес-планы научно-прикладных проектов (ПК-7);
  8. способностью проводить семинарские и практические занятия с обучающимися, а также лекционные занятия спецкурсов по профилю специализации (ПК-8);
  9. способностью разрабатывать учебно-методические комплексы для электронного и мобильного обучения (ПК-9);
  10. способностью работать в международных проектах по тематике специализации (ПК-11);
  11. способностью осознавать корпоративную политику в области повышения социальной ответственности бизнеса перед обществом, принимать участие в ее развитии (ПК-13).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:
  1. типизация ИТ-компаний по различным критериям;
  2. особенности деятельности компаний в зависимости от типа предоставляемых услуг;
  3. мировой ИТ-рынок и место российских ИТ-компаний в нем;
  4. виды организационных структур. Линейная, дивизиональная, матричная, проектная. Сравнение, преимущества и недостатки этих структур;
  5. взаимосвязь оргструктуры и стратегии компании;
  6. варианты организации малого бизнеса;
  7. особенности налогообложения, оптимальные варианты;
  8. ценообразование ИТ-услуг;
  9. варианты поддержки развития малого бизнеса со стороны административных органов.
Уметь:
  1. вести проекты по разработке линейки программных продуктов, применяя различные методики проектирования;
  2. распределять роли в проектной команде, функции и задачи участников проектной команды.
Владеть:
  1. навыками исследовательской деятельности;
  2. практическими навыками ведения самостоятельной работы и разработки проектов в области предпринимательства и малого бизнеса;
  3. теоретическими и практическими знаниями по организации малого бизнеса, особенностям налогообложения, ценообразования ИТ-услуг.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

Темы практических занятий:

  1. План семинаров. Общее знакомство с группой компаний Контек.
  2. История группы компаний. Виды деятельности группы компаний. Используемые бизнес-схемы . Основные проекты компаний.
  3. Экскурс по рынку ИТ-услуг. Типизация ИТ-компаний по различным критериям. Особенности деятельности компаний в зависимости от типа предоставляемых услуг. Мировой ИТ-рынок и место российских ИТ-компаний в нем.
  4. Предпринимательство и малый бизнес. Варианты организации малого бизнеса. Особенности налогообложения, оптимальные варианты. Ценообразование ИТ-услуг. Варианты поддержки развития малого бизнеса со стороны административных органов.
  5. Особенности ведения проектов по аутсорсингу разработки ПО для зарубежных заказчиков.
  6. Особенности ведения проектов по разработке линейки программных продуктов.
  7. Виды орг.структур. Линейная, дивизиональная, матричная, проектная. Сравнение, преимущества и недостатки.
  8. Взаимосвязь оргструктуры и стратегии компании. Выбор наиболее подходящей оргстуктуры под цели компании.
  9. Стратегия группы компаний Контек. Особенности рыночного позиционирования.
  10. Персонал. Виды проектных команд. Роли в проектной команде, функции и задачи участников проектной команды. Взаимозамещение ролей. Взаимодействие участников в проекте.
  11. Мотивация участников проектных команд. Психологические аспекты подбора участников проектных команд. Мотивация личности на эффективную работу.
  12. Методологии управления проектами: каскадная и agile. Базовые понятия. Сравнение, преимущества и недостатки.
  13. Инструменты, используемые в разработке ПО и управлении проектами в группе компаний Контек: инструменты разработки ПО, инструменты проведения системного анализа и сбора требований, системы контроля версий, баг-трекинга, документирования и т.д.
  14. Более детальное погружение в проекты компании: корпоративное направление, медицина, ЖКХ, персонал, ВУЗы, интеграционные решения, спортивные клубы.
  15. Согласование и контроль выполнения самостоятельной работы.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Практические занятия, семинары.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Методические материалы:

  1. Исакова А.И. Междисциплинарный семинар. Методические указания по практическим занятиям, самостоятельной и индивидуальной работе магистров всех форм обучения для направления 01.04.02 «Прикладная математика и информатика» / А.И. Исакова. – Томск: ТУСУР, 2016. – 16 с.