ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Междисциплинарный семинар» составляет 3 ЗЕТ (108 час.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний и практических навыков в области деятельности ИТ-компаний малого бизнеса.
Основной задачей изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области функционирования различных моделей ИТ-бизнеса, вариантов использования организационных структур, организации и ценообразования ИТ-услуг, изучения вариантов поддержки развития малого бизнеса со стороны административных органов, применяемых методик проектного управления на примере конкретных коммерческих проектов региональной ИТ-компании.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Междисциплинарный семинар» относится к числу дисциплин профессионального цикла. Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания, полученные студентами в дисциплинах «Алгоритмы и анализ их сложности», «История и методология прикладной математики и информатики», «Современные операционные системы». Знания, полученные студентами во время участия в междисциплинарном семинаре, могут быть использованы в дальнейшем в дисциплинах «Научно-исследовательская работа в семестре», при подготовке магистерской диссертации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Междисциплинарный семинар» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-4);
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-6);
- способностью использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-9);
- способностью разрабатывать и оптимизировать бизнес-планы научно-прикладных проектов (ПК-4);
- способностью управлять проектами (подпроектами), планировать научно-исследовательскую деятельность, анализировать риски, управлять командой проекта (ПК-5);
- способностью организовывать процессы корпоративного обучения на основе технологий электронного и мобильного обучения и развития корпоративных баз знаний (ПК-6);
- способностью разрабатывать и оптимизировать бизнес-планы научно-прикладных проектов (ПК-7);
- способностью проводить семинарские и практические занятия с обучающимися, а также лекционные занятия спецкурсов по профилю специализации (ПК-8);
- способностью разрабатывать учебно-методические комплексы для электронного и мобильного обучения (ПК-9);
- способностью работать в международных проектах по тематике специализации (ПК-11);
- способностью осознавать корпоративную политику в области повышения социальной ответственности бизнеса перед обществом, принимать участие в ее развитии (ПК-13).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- типизация ИТ-компаний по различным критериям;
- особенности деятельности компаний в зависимости от типа предоставляемых услуг;
- мировой ИТ-рынок и место российских ИТ-компаний в нем;
- виды организационных структур. Линейная, дивизиональная, матричная, проектная. Сравнение, преимущества и недостатки этих структур;
- взаимосвязь оргструктуры и стратегии компании;
- варианты организации малого бизнеса;
- особенности налогообложения, оптимальные варианты;
- ценообразование ИТ-услуг;
- варианты поддержки развития малого бизнеса со стороны административных органов.
Уметь:
- вести проекты по разработке линейки программных продуктов, применяя различные методики проектирования;
- распределять роли в проектной команде, функции и задачи участников проектной команды.
Владеть:
- навыками исследовательской деятельности;
- практическими навыками ведения самостоятельной работы и разработки проектов в области предпринимательства и малого бизнеса;
- теоретическими и практическими знаниями по организации малого бизнеса, особенностям налогообложения, ценообразования ИТ-услуг.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
Темы практических занятий:
- План семинаров. Общее знакомство с группой компаний Контек.
- История группы компаний. Виды деятельности группы компаний. Используемые бизнес-схемы . Основные проекты компаний.
- Экскурс по рынку ИТ-услуг. Типизация ИТ-компаний по различным критериям. Особенности деятельности компаний в зависимости от типа предоставляемых услуг. Мировой ИТ-рынок и место российских ИТ-компаний в нем.
- Предпринимательство и малый бизнес. Варианты организации малого бизнеса. Особенности налогообложения, оптимальные варианты. Ценообразование ИТ-услуг. Варианты поддержки развития малого бизнеса со стороны административных органов.
- Особенности ведения проектов по аутсорсингу разработки ПО для зарубежных заказчиков.
- Особенности ведения проектов по разработке линейки программных продуктов.
- Виды орг.структур. Линейная, дивизиональная, матричная, проектная. Сравнение, преимущества и недостатки.
- Взаимосвязь оргструктуры и стратегии компании. Выбор наиболее подходящей оргстуктуры под цели компании.
- Стратегия группы компаний Контек. Особенности рыночного позиционирования.
- Персонал. Виды проектных команд. Роли в проектной команде, функции и задачи участников проектной команды. Взаимозамещение ролей. Взаимодействие участников в проекте.
- Мотивация участников проектных команд. Психологические аспекты подбора участников проектных команд. Мотивация личности на эффективную работу.
- Методологии управления проектами: каскадная и agile. Базовые понятия. Сравнение, преимущества и недостатки.
- Инструменты, используемые в разработке ПО и управлении проектами в группе компаний Контек: инструменты разработки ПО, инструменты проведения системного анализа и сбора требований, системы контроля версий, баг-трекинга, документирования и т.д.
- Более детальное погружение в проекты компании: корпоративное направление, медицина, ЖКХ, персонал, ВУЗы, интеграционные решения, спортивные клубы.
- Согласование и контроль выполнения самостоятельной работы.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Практические занятия, семинары.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
Методические материалы:
-
Исакова А.И. Междисциплинарный семинар. Методические указания по практическим занятиям, самостоятельной
и индивидуальной работе магистров всех форм обучения для направления 01.04.02 «Прикладная математика и информатика»
/ А.И. Исакова. – Томск: ТУСУР, 2016. – 16 с.