ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 ЗЕТ (180 час.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Современные проблемы прикладной математики и информатики» читается в 10 семестре и предусматривает
чтение лекций, проведение лабораторных занятий, получение различного рода консультаций.
Целью дисциплины является ознакомление студентов с классическими и неклассическими моделями в области математического
моделирования технических и социально-экономических систем, формирование у студентов теоретических знаний и практических
навыков в области математического моделирования технических и социально-экономических систем.
Основной задачей изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков
моделирования с использованием математических пакетов и компьютерных программ, написанных на языках высокого уровня.
В результате изучения курса студенты должны свободно владеть математическим аппаратом построения устойчивых методов и
алгоритмов параметрической идентификации, а также математическими пакетами Mathcad и Matlab.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Современные проблемы прикладной математики и информатики» (СППМИ) относится к числу дисциплин общенаучного
цикла (базовой части). Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания математического анализа,
вычислительных методов, методов оптимизации в объеме, предусмотренном специальностью «Прикладная математика и информатика»,
а также навыки программирования на языках высокого уровня.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Современные проблемы прикладной математики и информатики» направлен на формирование
следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
- способностью иметь представление о современном состоянии и проблемах прикладной математики и информатики, истории и методологии их развития (ОК-2);
- способностью использовать углубленные теоретические и практические знания в области прикладной математики и информатики (ОК-3);
- способностью порождать новые идеи и демонстрировать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе (ОК-5);
- способностью проводить научные исследования и получать новые научные и прикладные результаты (ПК-1);
- способностью разрабатывать концептуальные и теоретические модели решаемых научных проблем и задач (ПК-2);
- способностью управлять проектами (подпроектами), планировать научно-исследовательскую деятельность, анализировать риски, управлять командой проекта (ПК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- классические и неклассические методы обработки экспериментальных данных;
- методы построения устойчивых алгоритмов решения задач параметрической идентификации динамических систем.
Уметь пользоваться разработанными моделями для формализации и решения различных технических и социально-экономических задач;
Владеть:
- математическим аппаратом построения устойчивых моделей параметрической идентификации;
- математическими пакетами обработки данных Mathcad и Matlab.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
- ТЕМА 1. Некорректные задачи.
- ТЕМА 2. Вырожденные, несовместные, плохо обусловленные СЛАУ и их сингулярный анализ.
- ТЕМА 3. Оптимальные статистические регуляризирующие алгоритмы решения СЛАУ.
- ТЕМА 4. Статистические регуляризирующие алгоритмы решения СЛАУ при неполной априорной информации.
- ТЕМА 5. Алгоритмы выбора параметра регуляризации.
- ТЕМА 6. Точностные характеристики регуляризирующих алгоритмов решения СЛАУ.
- ТЕМА 7. Рекуррентные регуляризирующие алгоритмы решения СЛАУ.
- ТЕМА 8. Локальный регуляризирующий алгоритм параметрической идентификации.
- ТЕМА 9. Дескриптивный регуляризирующий алгоритм параметрической идентификации.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Лекции, практические занятия.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.
Методические материалы:
-
Воскобойников Ю. Е., Мицель А.А. Современные проблемы прикладной математики. Часть 1. Лекционный курс: учебное пособие
/ Ю. Е. Воскобойников, А.А. Мицель / Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). –
Томск, 2015. – 136 с.
-
Воскобойников Ю. Е., Мицель А.А. Современные проблемы прикладной математики. Часть 2. Практикум: учебное пособие
/ Ю. Е. Воскобойников, А.А. Мицель / Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). –
Томск, 2015. – 52 с.
-
Мицель А.А. Современные проблемы прикладной математики и информатики. Методические указания по самостоятельной работе студентов по специальности 01.04.02 –
«Прикладная математика и информатика», обучающихся по магистерской программе "Математическое и программное обеспечение вычислительных комплексов и компьютерных сетей"
/ А.А. Мицель. – Томск: ТУСУР, 2015. – 8 с.